Найти тему

Скандальный реализм Густава Курбе

“Похороны в Орнане” Густава Курбе (1850) являются, наверное самой знаменитой картиной французского реализма.

Действительно перед нами реальные люди в реальных обстоятельствах.

Это самые что ни на есть настоящие жители родного городка художника Орнан. Они, кстати, потом очень радовались, узнавая себя на картине и благодарили художника за то, что он очень точно их изобразил.

Но эти же люди вызвали раздражение столичной публики. Критики писали, что Курбе изображает на огромном полотне ( а такой размер было принято использовать только для создания мифологического или исторического эпика) заурядных провинциальных бедняков.

При этом, большинство этих “бедняков” были весьма зажиточными буржуа и уж дебет с кредитом у них сходился намного лучше, чем у большинства парижских критиков.

Но суть скандала была не в этом, а в том, что Курбэ создал как раз эпик. Реализм здесь довольно своеобразный. Он только в том, что перед нами реально существующие люди.

Но эти люди и эти обычные похороны изображены так, что не покидают воспоминания о величественных процессиях святых или королей со стен средневековых соборов.

Огромное полотно, с большим количеством людей, чьи индивидуальные черты прорисованы так, что в них уже видится что-то символическое, превращает провинциальные похороны во вневременное событие, в застывшую вечность.

И сами люди спокойны и статичны, как будто не было ни барокко, ни романтизма - никакого заламывания рук и никаких искаженных горем лиц.

Они статуарны, как персонажи средневековых изображений, которые были выше сиюминутных страстей этого и чьи помыслы были полностью направлены вечность.

Курбэ изображает провинциальные похороны как момент вечности и этот диссонанс сводит с ума не готовую к этому публику.

Но именно это оценит XX век. Но там, где Курбе стремится возвысить до вечности обычную жизнь, авангард увидит возможность условного изображения, становящейся все более механистической и бесчеловечной реальности.

Но сверхскандальной для своего времени и просто скандальной для нашего стала, конечно друга картина Гюстава Курбе - “Происхождение мира” (1866). Ммм...Сами понимаете, это - Дзен, а не Pornhub. Кто не видел картину - погуглите, в сети много хороших копий.

-2

Сам Курбе - заявляет себя как реалист, он даже автор "Манифеста реализма". Вдобавок он ещё и человек с сильным и свободным характером, хотя и, совсем, не богемный. Поэтому именно он должен был написать картину с месседжем “ну а что?” ( скорее там матерное “ну и...ли”, но мы, вроде, интеллигентные люди). А с другой стороны, вкупе с названием, картина становится настолько очевидной, что превращается в этакий “черный квадрат” реализма, и позволяет трактовать изображенное на ней ( и главное для чего оно изображено) практически как угодно.

Всё это в сумме делает её одним из самых значительных высказываний в истории мирового искусства.

Биография Густава Курбе

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. В 1837 году он поступил в Collège в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида.

В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Карла Карловича Штейбена, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств, постоянно проживавшего во Франции. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались преподавателем. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри. С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдах. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину.

В 1855 году Курбе, раздражённый недоброжелательной критикой, опубликовал свой знаменитый "Манифест реализма". В том же году в Париже состоялась вторая Всемирная выставка. Её особенностью стал обширный раздел изобразительного искусства. В павильоне Монтань экспонировали около пяти тысяч картин более чем двух тысяч художников. Специальные отделы французского искусства посвятили Энгру, Делакруа, Декану. "Большое жюри" выставки приняло одиннадцать картин Курбе, но отвергло два самых значительных произведения: "Похороны в Орнане" и "Ателье". Курбе не мог подчиниться такому решению. Он обратился к музеям и частным лицам, владельцам своих произведений, с просьбой прислать их на временную выставку, которую он устроил в специально построенном здании под названием "Павильон реализма", где показал около сорока картин.

Густав Курбе. "В мастерской художника".1855.
Густав Курбе. "В мастерской художника".1855.

Курбе не случайно выбрал слово реализм, брошенное ему критиками в качестве насмешки, и сам провозгласил себя реалистом. Тем самым Курбе не только принял вызов академического жюри, но и нарушил правила поведения, устроив выставку без государственного разрешения в период Второй Империи. Выставку он сопроводил каталогом с текстом манифеста. В тексте художник декларировал право на свободу творчества и право самостоятельно показывать свои произведения публике. Выставка не имела успеха, зрители недоумевали, смеялись и возмущались "грубым искусством". Критика издевалась над художником. Но картины оценили Э. Делакруа и Ш. Бодлер. Последний утверждал, что вызов Курбе "произвёл впечатление взрыва".

В конце концов Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре .

После падения Коммуны отсидел по приговору суда полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной

Еще больше о живописи в блоге @ihaskovitch

Илья Хаськович