Найти тему

Судьба Альфонса Мухи

У Альфонса Мухи есть более известные вещи. Но знаменитый цикл “Славянская эпопея” слишком риторичен, поддается расшифровке и не содержит тайны( если будут желающие можно как-нибудь к нему вернуться).

В свою очередь, сделавшие Мухе имя афиши и рисунки в стиле арт-нуво - хороши, но не более того. На мой вкус гораздо интереснее его, в большинстве своем поздние, аллегорические женские портреты, одним из которых является картина “Судьба” (1920), о которой пойдет здесь речь.

Вся эпоха рубежа веков бредила образом Таинственной Дамы, бывшей символом женского начала мироздания. Её видели всюду от христианской Богородицы до древних языческих богинь разных народов.

В противоположность мужскому рациональному началу Таинственная Дама олицетворяла собой стихию случайного и не поддающегося расчету. И, конечно же, имеено такова Судьба, действующая, в отличие от осмысленного божественного Промысла, без какого-либо основания и, в отличие от Него - неумолимая. С Богом можно договориться, судьбой нет.

Но Муха, неожиданно, рисует в образе Судьбы не Прекрасную Даму, а - девочку - свою 11-летнюю дочь Ярославу ( на картине она изображена чуть старше). Судьба приоткрывает свои белые покровы и из-за них появляется открытое и озорное, хоть и старающееся быть серьезным и грозным, лицо девочки.

Судьба не жестока - она неразумна, как дитя. Она- не зла, она просто не понимает наших страданий, как ребенок не может осознать проблем взрослых людей и все равно требует свой подарок.

Но от этого, может быть становится ещё менее уютно, чем от картин изображающих судьбу старухой или жесткой роковой красавицей.

Чаша-ладья нашей жизни находится в руках юной девочки в светлых покровах, которая смотрит на нас хитрым взглядом и спрашивает “Ну что. может опрокинуть чашу и вылить из нее время вашей жизни?”

И черные цветы орнамента на её светлом покрывале, переходящие в настоящую черную мглу не сулят нам ничего хорошего от забав этой милой девочки.

Еще больше о живописи в блоге @ihaskovitch

Илья Хаськович