Найти в Дзене
Курсопоиск

Как выбирать онлайн-обучение?

Часто утверждают, что обучение - это не товар и не услуга. Действительно, что делает в наше время потребитель, когда собирается что-нибудь купить (автомобиль, ноутбук или шапку)? Конечно, идет на сайт знакомого онлайн-магазина или маркетплейс и выбирает себе товар, исходя из сравнения характеристик, цены и толщины кошелька. С услугами - то же самое (такси, самолет, кино). Однако в образовании не совсем так. Возьмем рынок дополнительного профессионального образования (ДПО), который напоминает рынок Гербалайфа 90-х (хочешь похудеть - спроси меня как; хочешь купить курс - вам перезвонит менеджер). Да, на запрос в поисковике, скажем "обучение программированию java" или "курсы data science" мы получим многие тысячи ответов. Но как можно сравнить курсы и программы обучения разных провайдеров? (При том, что они вполне стандартные, и часто копируются у конкурентов)? Ни маркетплейсов, ни рекомендательных сервисов почему-то почти нет. Между тем, потребителю хочется иметь инструмент для поиска о

Часто утверждают, что обучение - это не товар и не услуга. Действительно, что делает в наше время потребитель, когда собирается что-нибудь купить (автомобиль, ноутбук или шапку)? Конечно, идет на сайт знакомого онлайн-магазина или маркетплейс и выбирает себе товар, исходя из сравнения характеристик, цены и толщины кошелька. С услугами - то же самое (такси, самолет, кино).

Однако в образовании не совсем так. Возьмем рынок дополнительного профессионального образования (ДПО), который напоминает рынок Гербалайфа 90-х (хочешь похудеть - спроси меня как; хочешь купить курс - вам перезвонит менеджер). Да, на запрос в поисковике, скажем "обучение программированию java" или "курсы data science" мы получим многие тысячи ответов. Но как можно сравнить курсы и программы обучения разных провайдеров? (При том, что они вполне стандартные, и часто копируются у конкурентов)? Ни маркетплейсов, ни рекомендательных сервисов почему-то почти нет.

Между тем, потребителю хочется иметь инструмент для поиска одинаковых курсов, чтобы по необходимому ему контенту, цене и прочим критериям качества он мог найти и выбрать подходящий курс. Мне думается, что когда такие инструменты появятся, то, с одной стороны, цены на ДПО сильно упадут, и рухнут спекулятивные инфопродукты, в цене которых преобладает дутый маркетинг. А с другой - настанет ренессанс МООС (массовых онлайн-курсов), чаще всего, бесплатных или очень дешевых, контент которых несложно интегрировать в программы ДПО, как это успешно делают школьные репетиторы.

К слову, в наши дни несколько сильных игроков, преимущественно из финансового сектора (Тинькофф, Сбербанк и т.д.), доделывают свои Супер-app-ы а-ля китайский WeChat, через которые можно заказать все что угодно, в которые (может, не сразу, но неминуемо) попадут и образовательные программы. Дальше, думаю, повторится судьба такси: когда пользователь в одном списке увидит почти одно и то же по цене, скажем, 30 т.р. и 5 т.р.,легко спрогнозировать, что он выберет?

Как скоро ждать образовательных маркетплейсов?
Как скоро ждать образовательных маркетплейсов?

Еще одно сильное, но не до конца реализованное качество МООСов - это поворот от вузовско-ориентированного образования к клиент- (студент-ориентированному). Сейчас вузы и провайдеры ДПО предлагают свои программы обучения, а вполне может быть и наоборот - студентымогут объединяться в сообщества, чтобы покупать себе наиболее подходящую образовательную услугу.

Почему пока этого почти нет? Более того, мы знаем, что несколько проектов подобных мета-поисковиков курсов оказались неудачными. Возможно, для успеха маркетплейсов, образовательная услуга, как товар, еще не созрела. В любом случае, в 2020-2021 годах, уверен, мы будем наблюдать еще несколько попыток создания агрегаторов в области образования.