Чтобы быстрее привыкнуть к квантовой физике, я напомню наиболее важное. Материя делится на два вида: вещество и поле. Брусок магнита — это вещество. Магнитное поле — это поле. И то, и другое – материя. А разница между ними в следующем: вещество состоит из фермионов, поле состоит из бозонов.
Образно выражаясь, фермионы — это кони, на которых ездят рыцари-бозоны. Рыцари-бозоны без своих коней-фермионов передвигаться не могут. Но всё-таки рыцари важнее коней. Рыцари-бозоны потому важны, что могут объединяться с другими рыцарями и совместно создавать то, что по одиночке создать не могут. Что создают бозоны денег и бозоны разума, когда взаимодействуют друг с другом? Они создают поле вероятности.
Если у вас есть деньги и вы умеете ими пользоваться, то у вас есть вероятность вылечить зуб, сделать маникюр, построить дом, поехать на горнолыжный курорт и т.д.
Когда физики рассказывают о фермионах и бозонах, то говорят, что фермионы — индивидуалисты. Они похожи на людей, которые пришли в театр и требуют, чтобы каждому из них был предоставлен собственный стул. Бозоны — коллективисты. Они похожи на людей, которые пришли в театр и готовы целой толпой усесться на один стул. Такое поведение бозонов легко наблюдать на примере денег.
Берем одинаковые кусочки металла и чеканим из них монеты. Из первого кусочка чеканим одну копейку, из второго — один рубль, из третьего — один евро, из четвертого — миллион евро. Кусочки металла одинаковые, поэтому считаем, что один кусочек — это одно кресло. Но в одном кресле (в одной монете или в одной купюре) может разместиться любое количество бозонов ценности: от копейки до бесконечности. А как мы узнаем, что в разных монетах разместилось разное количество бозонов ценности? Это легко: попробуйте купить что-нибудь в магазине за один рубль и за тысячу евро. Тут вы сразу увидите разницу. В тысяче евро бозонов гораздо больше, чем в одном рубле, поэтому за тысячу евро вы можете купить много чего. А за один рубль — мало чего.