Пробуем разобраться в тайнах экономики swiss made
В Швейцарии существует несколько сотен часовых марок, но лишь малая часть из них самостоятельно производит часовые механизмы. Все остальные пользуются калибрами, выпускаемыми десятком специализированных фабрик. Попробуем разобраться, чем они различаются по соотношению цены и качества.
Кварцевые механизмы
Все потребности швейцарских брендов в кварцевых калибрах с лихвой покрывают три крупнейших фабрики: ETA, Ronda и ISA.
ETA является активом холдинга Swatch Group, фабрика выпускает огромный ассортимент кварцевых механизмов, включая и сверхточные термокомпенсационные PreciDrive. Фабрика ISA считается одной из старейших в Швейцарии: она была основана в 1849 году по именем Fabrique d'Ebauches de Sonceboz SA, а в 1980-м полностью сконцентрировалась на производстве кварца. С 2006 года ее специализацией стали механизмы с усложнениями и интересной отделкой. Наконец, Ronda, основанная в 1946 году, выпускает самые популярные альтернативы кварцевым ЕТА. В 2016 году Ronda объявила о запуске своего первого автоматического калибра.
Доступная механика
Автоматический калибр R150 Mecano задумывался Ronda как более доступная альтернатива бестселлера ЕТА 2824. Правда, он отличается от оригинала меньшими размерами и значительно более грубой отделкой. И хотя R150 имеет маркировку swiss made, используют его пока что нешвейцарские марки. Например, американская Shinola. Значительно большей популярностью у производителей «народной Швейцарии» пользуются калибры Valanvron. Компания, появившаяся в 2010 году, не скрывает, что закупает заготовки у китайской Sea-Gull, добавляет необходимые 60% швейцарских деталей и швейцарской сборки, требуемые для маркировки swiss made. Популярный калибр Valanvron VAL-24 является клоном ETA 2824-2, но стоит вдвое дешевле – около 100 франков.
Базовая механика
Фабрика ЕТА – крупнейший в Швейцарии производитель, ежегодно она выпускает 6 миллионов только механических (!) калибров. Еще десять лет назад механизмы ЕТА устанавливались в 75% всех швейцарских часов. Однако Swatch Group неуклонно снижала поставки на сторону и сегодня 5,5 миллионов механизмов получают 18 собственных брендов группы и только полмиллиона – другие марки. Самыми известными механизмами ЕТА являются автоматы с датой 2824 и 2892, а также хронограф ETA/Valjoux 7750. Их точными клонами считаются калибры SW200, SW300 и SW500 от швейцарской независимой компании Sellita, раньше бывшей поставщиком компонентов ЕТА, – в 2019 году ее фабрика выпустила 1 миллион механизмов, став таким образом самым популярным поставщиком швейцарской массовой механики. Далеко позади остается Soprod с собственным аналогом 2892 – калибром А10, ежегодный выпуск которого составляет 300 000 экземпляров.
Элитная механика
Престижные швейцарские бренды предпочитают приобретать механизмы у небольших фабрик и ателье, чей объем выпуска ограничен десятками тысяч экземпляров. Наибольшим авторитетом в этом классе пользуются фабрики La-Joux Perret (с 2012 года принадлежащая Citizen) и независимая Concepto. Обе поставляют в год по 50 000 механизмов, отличающихся повышенным запасом хода, высокотехнологичной отделкой и сложными функциями, включая турбийон. К «бизнес-классу» часовой механики также относятся фабрики Fleurier Ebauches, принадлежащая Chopard, Val Fleurier, входящая в Richemont Group (ее механизмы можно увидеть в часах Montblanc, Panerai и Baume&Mericer), а также Vaucher, держателями акций которой являются Parmigiani и Hermes, хотя фабрика поставляет свои калибры другим элитным брендам, например, Richard Mille.
Отдельного упоминания заслуживает семейная фабрика Dubois Depraz, выпускающая не целые механизмы, а модули усложнений на базе ЕТА и Sellita – хронографы, календари и даже репетиры. Бестселлерами считаются модули полного календаря DD 9000 и хронографа DD 2030. Кстати, семье Дюбуа также принадлежит кварцевая фабрика ISA и бренд Pierre de Roche.
Мануфактурная механика
В кругах часовых специалистов бытует крамольное, но предельно честное мнение, что швейцарская мануфактурная механика – это искусственное устроение, придуманное затем, чтобы поддержать интерес коллекционеров. Потому что, если во всех часах будут стоять одни и те же механизмы – ЕТА, Sellita, Soprod, Dubois Depraz и иже с ними, то никто не захочет покупать новые часы. Какой смысл, если они различаются только дизайном и отделкой?
Поэтому ведущие бренды активно инвестируют в строительство собственных фабрик и разработку линий авторской мануфактурной механики, которая хоть чем-то будет отличаться от стандартного массового механизма. И пока что эта стратегия работает: словосочетание «мануфактурный калибр» в описании часов реактивно ускоряет путь к бумажнику коллекционера. Впрочем, не всегда это маркетинговая уловка. Живую мануфактурную традицию поддерживают известные исторические дома, которые выпускали собственные механизмы еще до кварцевого кризиса и продолжают это делать и в наше время.
Самый известный пример – Rolex, единственный, кто по мощности производства (точные цифры не разглашаются, но около миллиона механизмов в год), может соперничать с ETA и Sellita. Ну и не удивительно, что Rolex является крупнейшим игроком на рынке современных люксовых часов, фактически, флагманом индустрии.
Также можно вспомнить механизм El Primero от Zentih, автоматический калибр 3120 от Audemars Piguet, хронограф Sovind GP03300 от Girard-Perregaux, ультратонкие калибры JLC 849 от Jaeger-LeCoultre и 9Р от Piaget, а также РР240 с микроротором от Patek Philippe. Это по-настоящему культовые «моторы», которые уже много лет работают в культовых моделях часов, являющихся украшением любой коллекции и хорошей инвестицией.