Найти тему
Техносказки

Вопросы к миру будущего: ИИ, роботы и образование

Интернет и гаджеты оказывают беспрецедентное влияние на подрастающее поколение - дети нередко осваивают простейшие приложения для планшетов и смартфонов прежде, чем начинают говорить. В ближайшие годы на рынок выйдут “интеллектуальные” игрушки и адаптивные образовательные приложения, подстраивающиеся под юных пользователей - с годами, масштабы вовлеченности алгоритмов с элементами ИИ в процессы взросления и воспитания детей сравняться с вкладом родителей, а в ряде случаев - превзойдут его.

Можно ли воспитать ребенка исключительно при помощи гаджетов и “интеллектуального ПО? Ответ на этот вопрос не столь однозначен: вероятнее всего, психосоциальное развитие такого человека будет нарушено - по крайней мере, по стандартам современного общества. Можно предположить и то, что подобные дети испытают затруднения в ходе общения со сверстниками и с взрослыми, однако будут чувствовать себя предельно комфортно в окружении роботов и алгоритмов с элементами ИИ. Насыщенная “интеллектуальными” системами среда нарушит формирование эстетических и волевых качеств: на смену кажущейся вариативности придут клиповые “оптимальные” и рациональные решения, к тому же, “воспитанные” алгоритмами дети не смогут оценить значительную часть культурного наследия человечества.

Вопросы участия роботов и “интеллектуальных” приложений в воспитательном процессе - это отнюдь не кощунство и не пустые фантазии. Скорость принятия обществом новых высокотехнологичных “игрушек” растет, а среда обитания человека насыщается все новыми программами и устройствами. Родители, изолирующие детей от достижений прогресса, рискуют превратить своих чад в современных Маугли, неспособных говорить на одном языке со сверстниками и работодателями.

Мир будущего формирует целый ряд достаточно сложных вопросов:

  • Следует ли приравнивать взаимодействия человека с роботом/программным ботом к взаимодействиям человека с человеком?
  • В какой момент дальнейшее расширение доли взаимодействия человека с “интеллектуальными” программами станет недопустимым - и наступит ли такой момент? Если ребенку или взрослому человеку комфортнее взаимодействовать с роботами/программными ботами, чем с людьми - следует ли вводить какие-либо искусственные ограничения?
  • Воспитатели-люди вносят в образовательный процесс элементы “хаоса”, спонтанности и непредсказуемости - удастся ли человечеству уложить подобные вещи в программный код или роботизация ограничит определенные участки развития детей и повлечет за собой экспоненциальный прирост клиповости мышления?
  • Следует ли учить детей восприятию накопленной человечеством культуры, учитывая то, что они будут жить в принципиально ином мире? В качестве примера можно привести сложности, с которыми столкнутся родители, пытающиеся объяснить концепцию труда детям, родившимся в эпоху тотальной роботизации производства и базового дохода.

Особняком стоят вопросы, связанные с влиянием государств, социума и конкретных компаний на программирование ботов-воспитателей:

  • Что такое истина и что такое честность? Удастся ли производителям создать по-настоящему непредвзятый ИИ, способный разрушить любые пропагандистские установки? Как скоро непредвзятый ИИ попадет под государственные запреты?
  • Как соотносятся убедительность рассказчика, детали и точность в отражении различных исторических эпизодов?
  • Различаются ли подходы представителей различных культур к изложению историй, повествованию и “универсальной” истине?
  • Влияет ли на наше восприятие мира постоянная фото- и видеофиксация? Можно ли считать снимки и видеоролики адекватным отображением истины - или же их следует воспринимать через призму предполагаемого мироощущения участников в контексте их времени?
  • Насколько важно для нас забвение? Время стирает воспоминания и разрушает негативные образы. Простые снимки возвращают целые пласты восприятия - хорошо это или плохо, а главное - насколько целесообразно вмешательство прогресса в эту область наших жизней?
  • В условиях “инфокалипсиса”, информационных войн и пиковой пропагандистской нагрузки, факт-чекинг становится подвидом здравомыслия. Истина и фейки переплетаются, люди меняют “навигаторов” как перчатки и самостоятельно формируют персонифицированную реальность - к каким последствиям может привести подобная кластеризация?

Привычная нам реальность исключает однозначные ответы на большинство из этих вопросов. Между тем, новый мир требует новой философии и новых подходов к воспитанию детей - будущее наступает стремительно и неотвратимо, а вместе с ним приходит и рассвет.

++

По материалам: techcrunch.com