Надеюсь, вам будет полезно узнать эту информацию, и вы полюбите природу сами и станете чаще бывать в походах со своими детками)
Любовь к природе
Для чего ребёнку вообще бывать на природе и любить её? Есть три основных фактора:
1. Умственное развитие
«Общение» с природой делает ребёнка добрее и мягче, затрагивает психические и психологические процессы. Прогулки и походы помогают формировать черты характера, манеру поведения, представления и убеждения, интересы и склонности.
У таких детей чётче проявляется самосознание, ответственность за свои поступки, формируются правильные ценности, нравственные и моральные качества.
Кроме того, в процессе изучения разных природных явлений (листва опадает и желтеет, спеют ягодки, пробиваются родники, из земли формируются склоны и так далее) появляется реалистичное понимание природы.
Так же природа обогащает представления о мире, расширяет кругозор, формирует пространственное мышление, образную память и наблюдательность.
Например, Саша всегда подмечает вокруг каждый камешек, цветочек, ягоды или грибы. Он хорошо запоминает, где что расположено, ориентируется в пространстве. Он узнаёт местность, если мы там были хоть раз и может сам показать, куда идти дальше.
2. Физическое развитие
Тут всё довольно очевидно. Во время похода возникают физические нагрузки. С каждым разом Саша может пройти самостоятельно всё больше. Легко взбирается на камни и ветки, стал дальше прыгать, уверенно переступает с камня на камень, может пройти по узкой тропинке, нести с собой большие палки (ведь без них никак нельзя уйти из леса)).
Соответственно, таким детям не грозит ожирение. У Саши сильные ноги, на животе проглядываются кубики пресса и немного виден бицепс.
3. Здоровье
А походы по сосновым лесам с чистым целебных воздухом заодно укрепляют здоровье) Вот такой приятный бонус ко всему остальному.
Теперь посмотрим, как добиться от ребёнка любви к природе.
Первое – познакомьте ребёнка с этой самой природой. Отведите его в лес, в горы, к морю, озеру, водохранилищу – что есть поблизости. Начните с окрестностей, чтобы не пришлось далеко ехать.
Когда окажитесь на месте, показывайте ребёнку в разные стороны, объясняйте, что это и откуда оно взялось, говорите вслух: «Посмотри, как тут красиво», «Ой, какой красивый цветок, давай понюхаем», «Слышишь, как пахнет море? Какое же оно красивое и чистое!»
Второе – следите, чем ребёнок заинтересовался: например, он взял палочку и стал рисовать на земле. Расскажите, что палочка упала вон с того дерева, потому что деревья постепенно обновляются и специально делятся с нами листиками и веточками, чтобы мы могли ими поиграть. Но рвать их самому, пока дерево ещё не готово отдать, нельзя, так как это может ему навредить.
Расскажите про землю: что из неё растут цветы, кусты и деревья, что глубоко под ней есть подземные ручейки, из которых деревья пьют воду, чтобы расти.
И так далее.
Рассказывайте, пока ребёнку интересно слушать. Если он ещё не готов к этому, не заставляйте, через некоторое время вернётесь к разговору.
И всегда развёрнуто отвечайте на вопросы. Если малыш спросит: «Откуда здесь цветок?» или «Что это такое?», то скорее включайтесь в беседу и объясняйте. Главное, делать это всё с любовью.
Третье – у детей должны быть положительные ассоциации. Если вы едете на природу в наказание за что-то, отобрав перед этим телефон с любимой игрой, то ребёнок уже изначально ненавидит «эту вашу природу» и результат может быть не очень хорошим. Лучше рассказывать о планирующейся поездке/походе/прогулке заранее. Говорить, что вы поедете в одно очень красивое место, там будут красивые цветы и летают бабочки, есть озеро, в которое можно бросать камешки и следить за уточками, которые плавают по воде. И даже покормить их. В зависимости от возраста ребёнка, покажите ему уточек и бабочек в книге или в интернете, если он их не видел, сходите вместе за зерном для птиц, за мячиком, чтобы поиграть на поляне, за лопатками и ведёрками, чтобы играть на берегу.
Четвёртое – возьмите с собой что-то вкусное и устройте пикник, чтобы создать ещё одну приятную ассоциацию. Природа = время вместе с семьёй, весёлые игры и вкусняшки.
Пятое – рассказывайте, как мусор вредит природе и если бросить даже одну бумажку, то она засорит землю, а значит здесь вырастет на несколько цветов меньше в следующий раз. И заодно вместе соберите чужие бумажки, если кто-то бросил их до вас.
Если вы будете следовать этим пяти основным простым правилам, то ваш ребёнок легко полюбит природу и сам будет хотеть выбираться из дома почаще.
Так он уже и сам не бросит мусор ни где-то за городом, ни во дворах между домами, ещё и за другими по дороге уберёт, чтобы донести до урны.
Водные ресурсы
Ещё хочу немного рассказать о связанной с этим темой – как научить ребёнка так же бережно относится к воде дома, как её экономить и зачем.
Вода — исчерпаемый ресурс. Даже если у вас дома она течёт круглосуточно и с хорошим напором, беречь её всё равно нужно. Мой сын Саша, как и многие дети, любит играть с водой, в воде и водными игрушками. Поэтому важно с самого детства научить его рационально использовать природные ресурсы.
Что для этого можно сделать:
1. Во время чистки зубов выключать воду
Параллельно рассказывать, что её надо беречь и чистую просто так сливать в канализацию не нужно. Если ребёнок протестует, то наберите ему воды в ковшик, чтоб он играл, пока чистит зубки.
2. Выключайте воду, пока мылите его в душе
А лучше, чтоб он не мёрз, купайте в детской ванночке. Так меньше тратится воды и ребёнок всегда сидит в тепле, может играть минут 20-30. Мы набираем детскую пенную ванночку и Саша купается. Перед выходом душем смываю с него пену и всё — готово.
3. Для игры набирайте таз или бассейн — в зависимости от времени года
Если малыш просто хочет поиграть в воде своими игрушками, то не обязательно открывать течь кран на полчаса, просто наберите воды в какую-то ёмкость.
4. Познакомьте детей с морем, океаном, озером, рекой или водохранилищем — что есть у вас в городе
Если он увидит это своими глазами и полюбит, то ему будет жалко просто так опустошать водоёмы. Главное — обьяснить, что вся вода к нам в кран идёт оттуда. Если слишком много выливать её просто так, то водохранилище уменьшится.
5. Изучайте природоведение и экологию
В игровой форме, конечно, и согласно возрасту. Малышам можно рассказывать сказки про круговорот воды в природе, как важно, чтобы были дожди и снег, почему надо беречь окружающую среду и все её ресурсы.
Главное в этом всём — не читайте ребёнку нотации, не усаживайте его, чтобы прочитать лекцию.
Рассказывайте это всё между делом, добрым тоном и в форме сказки или истории — во время прогулки, перед сном, когда купаетесь и просто болтаете. Чтобы информация воспринималась хорошо и осознанно, а не как что-то скучное и принудительное.
Желаю вам удачи и гармоничного развития! С наилучшими пожеланиями, Дарья Нагорняк.