Малевич Казимир Северинович – русский живописец, педагог и теоретик искусства. Его считают основоположником абстрактного направления супрематизма.
Его полотна восхищают, пугают, раздражают, но не оставляют равнодушными.
Цель моего повествования, показать насколько разносторонний был Казимир Северинович Малевич.
Особенно тем, кто глядя на картину "Черный квадрат" говорит :"А я тоже так могу."
Всю свою жизнь слышу: "Ну, что там Ваш Малевич не умел рисовать, только кружочки и ерунду.
Просвещаемся товарищи...
Искусство в массы.
Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1879 года на окраине Киева.
Родился в многодетной семье, он был первым из девяти детей. Родители художника: отец Северин Антонович и мать Людвига Александровна -имели польские корни. Мать была домохозяйкой, глава семейства служил управляющим на сахароваренном заводе.
С 1890 года семья Малевичей живет в селе Пархомовка. Казимир окончил пять классов в сельском училище, получив профессию агронома.
С 15 лет начал самостоятельно изучать живопись. Первыми моделями становятся коровы, лошади, сельские люди.
Отправной точкой тяги к искусству стало посещение им с отцом ярмарки сахароваров в Киеве, где в витрине магазина он увидел картину с изображенной на ней девочкой, чистящей картофель.
Далее семья снова переезжает в Конотоп.
В 17 лет Казимир поступает в Киевскую художественную школу. Через год вынужден был бросить школу, семья переезжает в Курск.
"Работа моя в Курске развивалась под влиянием передвижников-Шишкина и Репина, с которыми я был знаком по репродукциям." - пишет он позднее в автобиографии.
В Курске устроился на работу в управление Курско-Московской железной дороги на должность чертежника. Но тяга к творчеству была сильнее, чертежи утомляли художника. Ему хотелось света, красок. Кто хоть когда-нибудь пробовал чертить, тот поймет. Мир живописца он объемен,энергичен, порывист. Черчение -это сугубо математические расчеты.
Все это время он продолжает экспериментировать и рисовать, подражая импрессионистам.
Он даже умудряется организовать настоящий художественный кружок и устроить уже в 1898 г. выставку своих и не только, работ.
Жениться на Казимире Ивановной Зглейц, дочери городского фельдшера, но семейная жизнь для Малевича оказалась менее привлекательна, чем искусство и требовала материальных вложений. В браке родились Анатолий и Галина.
От семейной жизни и по желанию души Казимир дважды он пытается поступить в Московское училище ваяния и зодчества. Дважды ему отказывают.
(В последствии он ещё два раза женится: на Софье Михайловне Рафалович в 1909, далее на Наталье Андреевне Манченко в 1925.)
Оказавшись в Москве, Казимир в 1906-1910 -х годах стал посещать занятия у русского художника Федора Рерберга, где изучал историю живописи и пробовал новые художественные техники, увлекается иконописью.
"Через иконописное искусство я понял эмоциональное искусство крестьян, которое любил раньше, но не уяснил всего того смысла, который открылся после изучения икон.",-пишет он в автобиографии.
Далее выставлял свои картины на выставке авангардистов «Бубновый валет», участвовал в выставке «Московский салон», через несколько месяцев принимает участие в выставке объединения авангардистов «Союз молодежи» и многих других.
В 1915 основал новое направление в живописи супрематизм и написал самую знаменитую картину «Черный квадрат».
Самые известные работы этого направления: «Скачет красная конница»;«Белое на белом»; «Красный квадрат»; «Черный круг».
С 1917-1924 очень деятельные года в жизни К.С. Малевича он создавал декорации для театральных постановок, руководил «Мастерской по изучению нового искусства супрематизма» в Москве. Затем в Витебске
возглавил мастерскую Народного художественного училища, участвовал в зарубежных выставках.
В 1922 пишет супрематические росписи для фарфоровых изделий.
Был назначен директором музея художественной культуры в Петрограде, далее возглавил Ленинградский государственный институт художественной культуры.
Был период, когда он сидел в тюрьме за подозрение в шпионаже, тогда советская власть не терпимо относилась к представителям «реакционного» искусства, однако тюрьма, в которой он пробыл три месяца не сломила художника.
Его поздние работы тяготели к реализму.
Вместо подписи на поздних работах он ставил в углу чёрный квадрат.
Это хорошо видно на полотне внизу.
Он продолжал творить вплоть до самой смерти в 15 мая 1935 года в Ленинграде.
Тело художника кремировали в гробу,который он сам и проектировал при жизни, а прах похоронили 21 мая недалеко от подмосковного села Немчиновка, где располагалась его дача.
За короткую статью не охватить весь период творчества Казимира Малевича. Представленные работы показывают творческий путь великого живописца.
Думаю, теперь нет сомнений в гениальности, таланте и огромном трудолюбии Казимира Малевича. Его талант проявился в рисунке, живописи, росписи фарфора, театре, философии, истории искусства, культуре и педагогике.
Спасибо за внимание.