Найти тему
Фантастика сегодня

Мрачное британское ближайшее будущее

Оглавление

"Долгие годы" Фото из открытых источников
"Долгие годы" Фото из открытых источников

Британский сериал "Долгие годы" (Years and years) прошел незамеченным для фанатов фантастики. Главным образом это невнимание объясняется просто: уж очень эта история напоминает традиционные неторопливые семейные хроники викторианской эпохи, когда семейные дрязги перемешиваются с историческими событиями. Такие истории хорошо смотреть перед сном слякотной осенью (или такой же слякотной зимой) - очень успокаивает. Вот только "Долгие годы" в отличии от подобных хроник имеет особенности: во-первых история "опрокинута" в будущее, начавшись в наши дни (в первые минуты упоминается даже Тереза Мей) она продлевается в будущее на десятилетие с лишним вперед, во-вторых, она явно построена таким образом, чтобы не успокаивать, рассказывая как герои ловко избегают страшных опасностей, а наоборот, чтобы будоражить и тревожить. В истории один из героев погибнет, один сменит пол, один сядет в тюрьму. Кого-то оцифруют, чтобы подарить бессмертие, один окажется трансчеловеком (не путать с транссексуалом, это важно), нам предстоят революцию, правительственный заговор и даже ядерный взрыв.

Но отличие британских сериалов именно в том, что приметы будущего - все эти технологии-хренологии - в "Долгих годах" прибраны на второй план, а не выставлены на первую линию, как это бывает в американских лентах, а главной темой становятся именно семейные отношения. Вернее, их разрушение: реальность, постоянно меняясь, перемалывает судьбу семьи, пытающейся раз за разом наладить собственную жизнь. Поэтому, наверное, "Долгие годы" очень трудно воспринимать как фантастику - ни тебе летающих автомобилей, ни тебе роботов... Хотя, нет, роботы-то есть, причем сексуальные, хотя в данном случае это совсем не то, что вы подумали. Впрочем, в этом сериале почти все оказывается совсем не тем, что ждешь. Но, попытаюсь подробнее. И да, будут спойлеры. Постараюсь главные сюжетные повороты все-таки скрыть, но не всегда это возможно.

"Долгие годы" Тот самый Виктор, которого будут спасать весь фильм. Фото из открытых источников
"Долгие годы" Тот самый Виктор, которого будут спасать весь фильм. Фото из открытых источников

Привычная русофобия

Центральной линией сериала является спасение украинского гомосексуалиста. Сеттинг такой: власть на Украине захватили военные и они тут же "легли" под Россию, в которой пожизненным президентом стал -- тадам! -- Путин, конечно же. И тут же на Украине начались посадки гомосеков. Ну, то есть реально - сажают в тюрьму за сексуальную ориентацию.

В фильме на полном серьезе рассказывается о том, что православные (это подчеркивается неоднократно: "Как родители могли сдать своего ребенка?" "Они же православные!") вот теперь как -- тоже все в порядке, тоже мне почудилось?

Впрочем, достается походя и китайцам, ну а самую большую пощечину получает Дональд Трамп: хотя про него говорится очень мало, зато его руками совершен второй по чудовищности поступок в фильме -- за четыре дня до конца своего второго президентского срока он наносит ядерный удар по насыпному китайскому острову, что запустит в фильме еще одну сюжетную линию, а также даст повод снять самый напряженный эпизод с сиренами и ожиданием войны.

Главный антигерой фильма - ужасный человек, уверен, что детей надо спасать от порнографии, а производителей - от иностранных конкурентов. "Долгие годы" Фото из открытых источников
Главный антигерой фильма - ужасный человек, уверен, что детей надо спасать от порнографии, а производителей - от иностранных конкурентов. "Долгие годы" Фото из открытых источников

Либеральный манифест

Как я уже сказал, спасение украинского гомосексуалиста Виктора является центральной сюжетной линией, которой эпизоды связываются в единую историю. Впрочем, сам по себе гомосексуализм - это уже старомодно, создатели сериала обещают нам больше девиаций в ближайшем будущем: одевать мальчика как девочку - это нормально и этот персонаж будет постоянно мелькать на заднем плане, подчеркивая обыденность такого поведения. Будет во всем цвете представлен модный трансгуманизм. Новые формы погребения (наверное, надо сказать - "приводнения"?) человека. Обязательно будет поднята экологическая тема - полярные льды растаяли и теперь в Англии идут восьмидесятидневные дожди. Ну и далее по списку. Впрочем, ценность либерализма в истории показана главным образом методом "от обратного" - через то, насколько ужасен консервативный политик и какие чудовищные вещи он обязательно будет творить. Примечательно, что этот политик придет на волне популярности идей защиты детей от порнографии и защиты внутренних рынков. То есть, чтобы зритель уж точно не ошибся - кто в нынешнем мире главный Гитлер.

Трансчеловек в процессе самоосознания. "Долгие годы" Фото из открытых источников
Трансчеловек в процессе самоосознания. "Долгие годы" Фото из открытых источников

Собственно, фантастика

Как я уже сказал, фантастика в фильме показана впроброс. Но это не значит, что ее мало. Нам представлены интеллектуальные ассистенты - вроде Сири и Алисы, только на самом деле полезные. Присутствуют "фильтры" - как маски в Инсте, только оффлайновые. Трансплантаты, выполняющие функции расширения человеческих возможностей: телефон, вмонтированный в руку, мозговой имплант, соединяющий человека с сетью и т.д. Немножко роботов и квантовых компьютеров. Присутствует и социальная фантастика, куда без нее, а также тот безымянный элемент, который обходят как правило, вниманием писатели-фантасты, боясь "засушить" текст - экономический аспект описываемого мира: череда кризисов обрушивает экономику, искусственный интеллект уничтожает целые профессии, квалифицированные управленцы становятся курьерами, иметь большой дом - непозволительная роскошь и жильцов уплотняют почти как тот домком, что досаждал профессору Преображенского, ну и так далее и тому подобное.

"Долгие годы" Фото из открытых источников
"Долгие годы" Фото из открытых источников

Что имеем в итоге?

В целом "Долгие годы" - это очень ценный документ эпохи, он рассказывает о том, что пугает и что вселяет надежду в довольно большую часть наших современников: череда кризисов - политических, военных, экономических, цивилизационных на фоне стремительного и неуправляемого развития технологий, слом традиционных ценностей, восход радикальных правых течений граничащих с фашизмом, революции, потоки беженцев, экологические проблемы. Примечательно, что сериал выпущен именно компанией БиБиСи - в Британии это не просто медиакомпания, это, собственно, голос самой Британии, это как наш Первый канал, только ближе к советским временам: как сказали в телевизоре, так и будет. Сказано, что русские - самое страшное зло, значит так и есть. Сказано, что Трамп плохой - кто теперь в этом усомнится? Показано, как защита консервативных ценностей приводит к фашизму - значит других вариантов нет. Так что увиденное нами в сериале можно считать официальным заявлением британского правительства.

Ну а что до фантастики, то в целом это отличный пример фантастики "ближнего прицела", упаковавший в довольно динамичную (в британском смысле) историю основные идеи человечества по поводу того, куда будет развиваться наше общество в ближайшие годы.

Кстати, посмотреть сериал целиком можно в Телеграм, на канале, где все чаще публикуются новинки фантастического кинематографа.

Кстати, во Вконтакте мы проводим стримы с просмотром фильмов, недавно, например, смотрели "Код 8", "Запретную планету" и "Еву".

Ну а чтобы не пропускать наши публикации - можете подписываться на наш канал здесь, в Дзене.