Микролитражный автомобиль Trabant был настолько популярен, что даже стал одним из символов ГДР. Кстати, по-немецки "Trabant" означает "спутник". Восточногерманский автопроизводитель из Цвиккау вдохновился запуском в СССР первого в мире искусственного спутника Земли (1957 год) и решил назвать свою машину в честь этого объекта.
Вообще, эта история началась не в 1957 году, когда появилась первая серийная модель - Trabant P50, а на несколько лет раньше: прототипы строились с 1954 года, а разработка машины началась еще раньше.
Trabant P50, впрочем, как и все последующие модели, не мог похвастаться ни вместительностью, ни динамическими характеристиками: машина оснащалась двухцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 500 куб. см и мощностью 23 л.с., что даже для автомобиля при массе около 600 кг было недостаточным.
Автомобиль не имел бензонасоса, при этом топливо поступало в карбюратор самотеком. Бензобак был расположен непосредственно рядом с двигателем, поэтому при заправке нередко случались пожары. Также пожары возникали и в результате ДТП.
Вопреки распространённому заблуждению, кузов машины не был цельнопластиковым. Остов был обычным, сваренным из стальных штамповок, а навесные декоративные панели были сделаны из так называемого «дуропласта» - материала на основе фенолформальдегидной смолы (фенопласта) с армирующим наполнителем из отходов (очёсов) хлопкового производства.
С 1962 года началось производство обновленного Trabant P60 (он же Trabant 600). Эти машины отличались в деталях, а внешне их можно идентифицировать по двойному молдингу на боковинах. Однако на конвейере эта машина продержалась очень недолго: уже в 1964 году появилась новая модель - Trabant 601.
Trabant 601 выпускался долго: в 1963-1989 годах и стал настоящей легендой. Шутка ли - почти три миллиона выпущенных машин!
Конечно, автомобиль сохранил все недостатки своих предшественников: он был тесным, пожароопасным и медленным (хотя с 1969 года на машину стал устанавливаться 600-кубовый двигатель мощностью 26 л.с., ситуацию это спасало мало).
Однако при всех своих недостатках Trabant 601 имел два неоспоримых преимущества: простоту вождения и обслуживания (с ним справлялись даже домохозяйки) и доступную цену. Например, в 1977 году Trabant 601 стоил 5200-5500 марок ГДР, а при этом ЗАЗ-968 - уже 7100, а за "Жигули" пришлось бы отдать 10-13 тысяч. Кроме того, кузов Trabant'а практически не был подвержен коррозии.
Уже с конца 1960-х годов и вплоть до 1980-х разрабатывались опытные автомобили в качестве дальнейшего развития модели Trabant 601. Однако все эти машины так и остались прототипами.
После объединения Германии покупателям бывшей ГДР стали доступны автомобили Mercedes, Audi, BMW, VolksWagen, Opel и других западногерманских марок. Устаревшие слабосильные Trabant'ы не могли конкурировать с этой продукцией, и их производство вскоре пришлось свернуть.
Последний Trabant 601 сошел с конвейера в 1989 года, однако до апреля 1991 года в Цвиккау еще выпускали модернизированный Trabant 1.1 с двигателем от Volkswagen Polo.
А в 2009 году на Франкфуртском автосалоне был представлен концепт-кар Trabant nT, на который была возложена миссия возродить "Спутник" по аналогии с Mini, "Жуком", Fiat 500 и т.п. Однако эта попытка оказалась безрезультатной.
Спасибо за внимание!
Не забывайте подписываться на наш канал и страницу ВКонтакте!