Жизнь – это всегда нечто большее, чем просто последовательность событий.
Донна Тартт – американская писательница, поразившая своим талантом весь мир. В возрасте 5 лет она написала свое первое стихотворение, а в средней школе уже публиковала свои рассказы в местной газете.
Донна Тартт и ее секреты в тексте
Донна Тартт получила образование в области классической литературы, что несомненно дало свой отпечаток на её произведениях. За свою литературную карьеру она опубликовала три романа, на написание каждого из которых уходило примерно по 10 лет. Каждый из этих романов стал бестселлеров и вознес Донну Тартт на вершину современной литературы.
Многие критики относят творчество Тартт к постмодернизму. То есть текст Тартт представляет собой сборную конструкцию из опыта предыдущих поколений и ее собственного. Читая ее романы можно вспомнить и «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна» Марка Твена, и «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, и «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, и «Идиота» Федора Достоевского.
Тартт использует в своих произведениях реминисценции и аллюзии, т.е. скрытые и явные цитаты, напоминания или намеки на какие-то общеизвестные (и не очень) литературные факты. Такие приемы используются для создания определенных, нужных автору ассоциаций, чтобы удержать и подогреть интерес читателя.
Например, в «Щегле» красной нитью через весь роман проходит «Идиот» Достоевского. Этот роман читает Борис, друг главного героя, и сам Тео его потом читает, и даже отдельная глава «Щегла» называется «Идиот».
Третий роман – «Щегол»
Роман начинается с трагедии, общественной, личной, неискоренимой, всепоглощающей.
Маму тринадцатилетнего Теодора Декера вызывают к директору школы за курение. И по пути на встречу мама с Тео решают зайти на выставку в картинную галерею. Именно в этот момент там происходит взрыв.
В один момент мир маленького мальчика рухнул. Он лишился матери, отец бросил их без объяснения причин и слов прощания, других родственников у него нет и даже друзей, которые смогут поддержать, как оказалось, тоже нет. Так что же делать маленькому мальчику с совсем недетской жизнью в огромном мире несбывшихся надежд?
Так начинается большое путешествие юного Тео вместе со своим главным сокровищем – «Щеглом» Фабрициуса. Картина, которую он вынес из музея после взрыва, превратилась в бесконечный источник вдохновения, тревоги и памяти по самому любимому человеку.
Этот роман состоит из множества граней, здесь и психологический триллер с перестрелками и похищениями, и бесконечный наркотический дурман с подробными описаниями приходов и галлюцинаций, и роман взросления и самовоспитания с юношеским максимализмом и душевными терзаниями, и роман об учителе, который всегда рядом, всегда поймет, поддержит и простит.
Отдельным особняком в романе стоит дружба между Тео и Борисом, мальчиком с русско-украинскими корнями. У них очень странные отношения, очень напоминающие отношения Рогожина и Мышкина из «Идиота» Достоевского, которого читает Борис в оригинале. В минуты уныния Борис пускается как раз в рассуждения о князе Мышкине и темных водах славянской души.
Тео и Борис являются и друзьями, и врагами одновременно. Они проводят много времени вместе, делятся самым сокровенным, но это не мешает Борису украсть картину у Тео – самое большое сокровище.
Этот роман никого не оставит равнодушным. Он пронизывает, окутывает, захватывает. Эта история настолько явно представляется перед читателем, что невозможно не поверить в ее нереальность. И с одной стороны. хочется быстрее прекратить это, закончить читать и узнать, какой выбор сделает Тео, а с другой – хочется бесконечно растягивать удовольствие, быть рядом с героем, жить его жизнью, думать его мыслями.
Экранизация книги
В 2019 году роман «Щегол» был экранизирован. Конечно, фильм не может включать в себя все события и мысли героев в полной мере. Но этот фильм однозначно заслуживает вашего внимания. Он построен на не последовательном повествовании, сначала мы видим Тео 13-летним мальчиком, и вот он уже взрослый юноша, который прячется в отеле Амстердама, а теперь моменты жизни в Лас-Вегасе с отцом.
Этот фильм может существовать как вполне полноценный, отдельный от книги фильм. Да, возможно, какие-то моменты будут непонятны, покажутся не до конца раскрытыми, а действия героев не всегда предсказуемыми.
Для тех, кто прочитал роман, фильм станет красивым дополнением, неким «оцифрованием» происходящего в романе.
Спасибо, что дочитали до конца!
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал :)
Ваша Вики