Если положительная энергия вещества существует и развивается в своей энергетической противоположности, то есть в отрицательной энергии физического пространства, то физическое пространство само существует и развивается в своей нематериальной противоположности, то есть в идеальном пространстве.
Идеальное пространство является таким же компонентом Идеального Мира, каким компонентом Материального Мира является физическое пространство. Следовательно, искать идеальное пространство в Материальном Мире бессмысленно. Идеальное пространство по самой идеальной сути своей не может быть обнаружено физическими органами человека или техническими приборами, потому что оно не содержит в себе ничего материального, ничего физического.
Идеальное пространство может быть обнаружено и познано только лишь умозрительно, при помощи идеального интеллекта, а не при помощи физических органов или приборов. Мыне можем видеть идеальное пространство непосредственно своими глазами, не можем слышать его своими ушами, щупать руками, регистрировать приборами, измерять метрами, взвешивать гирями и т. д.
С научной точки зрения давным-давно устарел допотопный атеистический принцип, согласно которому «в мире нет ничего такого, чего я не могу увидеть глазами или пощупать руками». Наоборот, современные естественные науки исходят из принципа о том, что право на существование имеет все то, что не запрещено законами природы. Тем не менее обычно атеист протестует против понятия идеального пространства следующим образом
— Идеальное пространство? Где оно? Если оно в действительности существует, то покажи мне его! Дай мне увидеть его моими собственными глазами! Позволь мне пощупать его своими собственными руками! Не можешь показать? Значит, никакого идеального пространства нет!
На все эти вопросы я отвечаю коротко:
— А существует ли время?
— О да! Время, конечно, существует! — восклицает атеист.
— Время? Где оно? Если оно в действительности существует, то покажи мне его! Дай мне увидеть его моими собственными глазами! Позволь мне пощупать его своими собственными руками! Не можешь показать? Значит, одно из двух: либо твоя логика совершенно неверна, либо никакого времени в мире не существует вообще.
— Нет, нет! Моя логика совершенно верна, — отвечает атеист. — Правда, мы не можем увидеть глазами или пощупать руками непосредственно само время. Однако мы видим и ощущаем всякое движение и изменение материи, происходящее с течением времени. Хотя время само по себе незримо и невесомо, тем не менее мы судим о его объективном существовании по его зримым и ощущаемым последствиям.
Следовательно, атеист признает факт объективного существования времени не в результате непосредственного экспериментального восприятия, а в результате умозаключения, которое опирается на такое восприятие. Если бы материя была неподвижной и неизменной, то мы никогда бы не догадались о существовании времени. Если в результате умозаключения мы пришли к понятию времени, то почему в результате аналогичного умозаключения мы не можем прийти к понятию идеального пространства?
В самом деле, если бы не было идеального пространства, то не было бы и никакой объективной идеи вне субъективного сознания. Если бы не было объективной идеи, то первобытная материя лишилась своей нематериальной противоположности и поэтому не могла бы не только развиваться, но и существовать вообще. Это следует непосредственно из основного свойства материи, согласно которому ничто материальное не может существовать и развиваться без своей противоположности. Если бы неживая материя не развивалась, то не появились бы и живые организмы, а следовательно, и сам человек.
Однако мы ясно видим, что люди существуют на самом деле. Значит, и идеальное пространство существует на самом деле, объективно и независимо от субъективного сознания. Отрицать факт объективного существования идеального пространства — это значит возражать против принципа материальных противоположностей, который лежит в основе законов диалектики. Вследствие этого диалектический материализм неизбежно перестает быть диалектическим, а научный атеизм перестает быть научным. Это обстоятельство лишний раз подтверждает то, что атеизм по самой сути своей несовместим с диалектикой. Если бы атеизм признал факт существования идеального пространства, то он неизбежно пришел бы к идеализму. В том и другом случае победа остается на стороне научной религии.
Действительность — это все то, что находится в состоянии действия: движения, изменения, развития и т. д. Объективной действительностью мы называем все то, что находится в действии вне и независимо от всякого субъективного сознания. Любая объективная действительность всегда находится в состоянии движения, изменения, развития или увядания. Движение невозможно без пространства, изменение и развитие невозможны без времени.
Таким образом, всякая объективная действительность существует в пространственно-временной непрерывности. К объективной действительности относится не только материя, обладающая размерами или весом, не только физическое поле, обладающее энергией, не только объективная идея, которая стремится к совершенству и поэтому развивается, но и подлинное время, не обладающее никаким объемом, никакой массой и никакой энергией вообще. Но тогда возникает вполне естественный вопрос: а что же представляет собою время?