Найти в Дзене
AKA

Иллюзия любви

Mal de pierres
Mal de pierres

В оригинале этот французский фильм называется Mal de pierres, что дословно переводится как "Каменная болезнь".

В молодости Габриэль (Марион Котийяар), живущая со своей семьей в послевоенной французской провинции 50-х годов прошлого века, испытывает сексуальную и любовную неудовлетворенность. Не получая взаимности от симпатичного ей профессора, она испытывает что-то похожее на окаменение, но пока она ещё совсем не уходит в себя, родители выдают её замуж за простого местного рабочего, в то же время персонажа всецело благоприятного - верного, спокойного и влюбленного в Габриэль, Жозе. После красноречивой сцены, в которой герои обменивается любезностями "Я тебя не люблю и никогда не полюблю" и "Ну и ладно, я тоже тебя не люблю", происходит бракосочетание и начинается не самая романтичная совместная жизнь. Вскоре у Габриэль обнаруживается "каменная болезнь", и её отправляют в центральное место сюжета - пансионат ("Унылое место" - мечтательно замечает героиня), в котором женщина становится по-своему счастливее, встречает отставного военного, смертельно больного романтичного красавца Андрэ - смешного бледного Луи Гарреля.

Фильм Николь Гарсии основан на беллетристике Милены Агус и на него конечно можно и навесить ярлык "женский роман", легко отмахиваясь от него как от пустой надуманной безделушки, но только лишь при поверхностном восприятии. Здесь, например, вовсе не хочется сводить всё к банальности "любовного треугольника", который как бы и вырисовывается, но не на переднем плане, уступая место достаточно крепкой психологической художественности. Габриэль - главная героиня, а двое мужчин в её жизни отлично выписаны именно в контексте её истории - болезннено-разочарованной женщины, которую можно пожалеть. Каменная болезнь конечно же оказывается в первую очередь не физическим недугом, а психологической раной, образовавшейся пустотой в душе. Достаточно по-французски тонкая-ироничная и, как требует жанр, изящно (только вместо словесности визуальная сторона - сами диалоги пассивно неинтересны) выраженная картина всё же не представляет из себя нечто кинематографически выдающееся, но явно за счет чуткости, аккуратности, сценарной чистоты и постановочной находчивости немного облагораживает материал, который в других руках мог бы оказаться совсем унылой пошлостью. Здесь же уныние выходит торжественным, можно даже сказать, проникновенно-глубоким. Если набор "женский психологический роман", пропитанный романтично-удрученным характером героини, отстраненность которой помножена на отстраненность режиссера, вас не смущает, то попробовать это неспешное кино с хорошо заложенными отношениями между персонажами вполне можно. Впрочем, многим может показаться, что чего-то не хватает: вне зависимости от сюжета, недостаточно остро и(ли) слишком безэмоционально, слишком академично - фильм, который говорит хотя бы о неумелой симуляционной страсти и необычных взаимоотношениях, (анти)химии и страсти хоть в каком-то виде и недостает, как и общей достоверной живости, которая даже в сухом виде могла бы быть проявлена точнее.

Оценка: 5/10