Найти тему
Дневник оптимиста

Автомобили СССР. Автобус Кубань.

АВтобус "Кубань" модели Г1А1-02  на шасси ГАЗ-53-12. Источник: http://s1.fotobus.msk.ru/photo/07/01/90/701908.jpg
АВтобус "Кубань" модели Г1А1-02 на шасси ГАЗ-53-12. Источник: http://s1.fotobus.msk.ru/photo/07/01/90/701908.jpg

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Планы по строительству до десяти сборочных заводов на территории молодой Советской республики были ещё при сотрудничестве с Фордом в конце 20-х годов. Тогда предполагалось, что каждый из заводов будет собирать по 1000 автомобилей в месяц из комплектов, поставляемых из Америки. Планы не сбылись. Неизвестно, Форд не рассчитал свои возможности или американское правительство «погрозило ему пальцем», но поставки в короткое время прекратились.

Автобус "Кубань" изготавливался с 1962 года по 1993 год на Краснодарском механическом заводе нестандартного оборудования. Источник: https://a.d-cd.net/ac7e309s-1920.jpg
Автобус "Кубань" изготавливался с 1962 года по 1993 год на Краснодарском механическом заводе нестандартного оборудования. Источник: https://a.d-cd.net/ac7e309s-1920.jpg

Вернулись к воплощению мечты после Отечественной войны. Первоначально эти предприятия были ремонтными или изготавливающими запасные части. Благодаря творческой инициативе рабочих и специалистов каждого из этих предприятий, поддержанной сверху на них организовывались мастерские по производству так называемого нестандартного оборудования. Это разнообразные металлоконструкции и технологические надстройки, которые устанавливались на выпускаемые автозаводом шасси.

В сельской местности автобус "Кубань" был весьма востребован. Иллюстрация: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/58/Kuban_bus_in_Latvia%2C_2009.jpg
В сельской местности автобус "Кубань" был весьма востребован. Иллюстрация: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/58/Kuban_bus_in_Latvia%2C_2009.jpg

В годы моей юности много было предприятий специализирующихся на ремонте и изготовлении специального навесного оборудования, которое устанавливалось на шасси автомобилей ГАЗ. Конечно, применялись шасси разных марок, но самыми распространёнными были газики. На них строили автобусы, самосвалы, автомастерские и массу других нужных для сельскохозяйственного производства технических устройств, облегчающих тяжёлый труд селян.

Автобус "Кубань-62" на шасси ГАЗ-51А вёз печатную продукцию в массы. Иллюстрация: https://autoru-mag.s3.yandex.net/2020/01/29/e89dc79075cb493ab01ba9372c8cf989.jpg  5 Кубань клуб http://www.autogallery.org.ru/k/ka/66kuban66.jpg
Автобус "Кубань-62" на шасси ГАЗ-51А вёз печатную продукцию в массы. Иллюстрация: https://autoru-mag.s3.yandex.net/2020/01/29/e89dc79075cb493ab01ba9372c8cf989.jpg 5 Кубань клуб http://www.autogallery.org.ru/k/ka/66kuban66.jpg

Часть этих небольших автосборочных заводов входила в объединение предприятий «Сельхозтехника», другие предприятия входили в объединение «Союзавтоприцеп», ещё часть работала под эгидой технологического института, носящего научно-исследовательский статус и курирующего ремонт и эксплуатацию сельскохозяйственного машинотракторного парка.

"Кубань-62" - автоклуб привозил на поля агитбригады. Источник: https://rus-texnika.ru/wp-content/uploads/2016/05/kuban-62.jpg
"Кубань-62" - автоклуб привозил на поля агитбригады. Источник: https://rus-texnika.ru/wp-content/uploads/2016/05/kuban-62.jpg

С ростом опыта коллектива, предприятия становились востребованными. Огромное количество таких предприятий в лихие 90-е приказали долго жить. Показателен пример Краснодарского мехзавода нестандартного оборудования. Здесь выпускали с 62-го года автобус на шасси ГАЗ-51А, носивший название Кубань-62. Первоначально каркас кузова был деревянным. Автобус был широко распространён в сельской местности Краснодарского края. Он предназначался для перевозки по колхозам агитбригад, которые поднимали настроение земледельцев своими песнями, плясками и юморесками.

Модернизированный в 1981 году автобус "Кубань" получил индекс .ККТ-3208 Источник:  https://rus-texnika.ru/wp-content/uploads/2017/06/kkt-3208-kuban-600x366.jpg
Модернизированный в 1981 году автобус "Кубань" получил индекс .ККТ-3208 Источник: https://rus-texnika.ru/wp-content/uploads/2017/06/kkt-3208-kuban-600x366.jpg

Наряду с этим Кубань активно эксплуатировалась на перевозке тружеников села к местам работы на полевых станах, в бригадах и на полях. Впоследствии каркас кузова стали вместо дерева изготавливать из металла. Шасси применяли 52-й и 53-й серии, менялись заводские индексы, повышалось количество перевозимых пассажиров. Было сконструировано несколько модификаций автобуса, в число которых входила библиотека, клуб и музей.

Опытный образец автобуса "Кубань" не пошёл в серию. Источник https://scalebay.ru/uploads/user/m/e/mel_2196/01-(11).jpg
Опытный образец автобуса "Кубань" не пошёл в серию. Источник https://scalebay.ru/uploads/user/m/e/mel_2196/01-(11).jpg

В 80-м году автобусы Кубань стали производиться в Буденновске. Однако устаревающая конструкция уже не поддавалась модернизации, а наступившие времена «перестройки» свели финансирование конструкторских работ «на нет». Производство автобусов Кубань было прекращено в 93-м. За три десятка лет было выпущено свыше 112 тысяч автобусов.

Рабочее место водителя автобуса "Кубань" (обратите внимание на какой угол открывалась дверь) Источник: https://scalebay.ru/uploads/user/m/e/mel_2196/01-(11).jpg
Рабочее место водителя автобуса "Кубань" (обратите внимание на какой угол открывалась дверь) Источник: https://scalebay.ru/uploads/user/m/e/mel_2196/01-(11).jpg

Предприятие было акционировано и прожило ещё восемь лет, изготавливая автобусы на шасси ТАТА из Индии, ГАЗелей и ГАЗ-3232. К сожалению, продукция завода не смогла выдержать конкуренции среди хлынувших в Россию импортных комфортабельных автобусов и микроавтобусов.

Салон автобуса "Кубань" имел спартанский вид. Источник : http://cdn01.ru/files/users/images/82/a9/82a9af98bc49d152cedbe4c523f2810b.jpg
Салон автобуса "Кубань" имел спартанский вид. Источник : http://cdn01.ru/files/users/images/82/a9/82a9af98bc49d152cedbe4c523f2810b.jpg

О некоторых других переживших развал Союза и не сумевших это сделать автосборочных заводах в следующих публикациях.

Понравилась публикация — нажимайте «палец вверх», комментируйте, подписывайтесь, чтобы сделать канал лучше.

Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.