Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
Планы по строительству до десяти сборочных заводов на территории молодой Советской республики были ещё при сотрудничестве с Фордом в конце 20-х годов. Тогда предполагалось, что каждый из заводов будет собирать по 1000 автомобилей в месяц из комплектов, поставляемых из Америки. Планы не сбылись. Неизвестно, Форд не рассчитал свои возможности или американское правительство «погрозило ему пальцем», но поставки в короткое время прекратились.
Вернулись к воплощению мечты после Отечественной войны. Первоначально эти предприятия были ремонтными или изготавливающими запасные части. Благодаря творческой инициативе рабочих и специалистов каждого из этих предприятий, поддержанной сверху на них организовывались мастерские по производству так называемого нестандартного оборудования. Это разнообразные металлоконструкции и технологические надстройки, которые устанавливались на выпускаемые автозаводом шасси.
В годы моей юности много было предприятий специализирующихся на ремонте и изготовлении специального навесного оборудования, которое устанавливалось на шасси автомобилей ГАЗ. Конечно, применялись шасси разных марок, но самыми распространёнными были газики. На них строили автобусы, самосвалы, автомастерские и массу других нужных для сельскохозяйственного производства технических устройств, облегчающих тяжёлый труд селян.
Часть этих небольших автосборочных заводов входила в объединение предприятий «Сельхозтехника», другие предприятия входили в объединение «Союзавтоприцеп», ещё часть работала под эгидой технологического института, носящего научно-исследовательский статус и курирующего ремонт и эксплуатацию сельскохозяйственного машинотракторного парка.
С ростом опыта коллектива, предприятия становились востребованными. Огромное количество таких предприятий в лихие 90-е приказали долго жить. Показателен пример Краснодарского мехзавода нестандартного оборудования. Здесь выпускали с 62-го года автобус на шасси ГАЗ-51А, носивший название Кубань-62. Первоначально каркас кузова был деревянным. Автобус был широко распространён в сельской местности Краснодарского края. Он предназначался для перевозки по колхозам агитбригад, которые поднимали настроение земледельцев своими песнями, плясками и юморесками.
Наряду с этим Кубань активно эксплуатировалась на перевозке тружеников села к местам работы на полевых станах, в бригадах и на полях. Впоследствии каркас кузова стали вместо дерева изготавливать из металла. Шасси применяли 52-й и 53-й серии, менялись заводские индексы, повышалось количество перевозимых пассажиров. Было сконструировано несколько модификаций автобуса, в число которых входила библиотека, клуб и музей.
В 80-м году автобусы Кубань стали производиться в Буденновске. Однако устаревающая конструкция уже не поддавалась модернизации, а наступившие времена «перестройки» свели финансирование конструкторских работ «на нет». Производство автобусов Кубань было прекращено в 93-м. За три десятка лет было выпущено свыше 112 тысяч автобусов.
Предприятие было акционировано и прожило ещё восемь лет, изготавливая автобусы на шасси ТАТА из Индии, ГАЗелей и ГАЗ-3232. К сожалению, продукция завода не смогла выдержать конкуренции среди хлынувших в Россию импортных комфортабельных автобусов и микроавтобусов.
О некоторых других переживших развал Союза и не сумевших это сделать автосборочных заводах в следующих публикациях.
Понравилась публикация — нажимайте «палец вверх», комментируйте, подписывайтесь, чтобы сделать канал лучше.
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.