Александр II в одиночку ходил на медведя с рогатиной и передал богатырскую силу Александру III, который шутя разрывал колоду карт, сминал бронзовые пепельницы в комок. Но к 1894 году, могучий организм царя дал окончательный сбой, его подточила ежедневное злоупотребление алкоголем, от чего ускорилось перерождение почек. Несмотря на все усилия врачей, здоровье царя резко ухудшилось.
Царь сказал своему наследнику Николаю - "Если со мной что случится ты еще не женат это неприлично для императора. Пока я жив, хочу видеть тебя супругом." Так к стати сложилось что Эдди Кобурский умер, Алиса Гнесенская была снова свободна и Николай в сопровождении свиты отправился за женой.
По рекомендации врачей Александр III 18 сентября 1894 года отправился подправлять здоровье в к теплому морю в Ливадию.
Поняв что смерть не за горами, император максимально ускорил приезд будущей жены наследника. Алиса прибыла, возле дворца невесту встречал, прибывший по этому случаю, первый батальон Преображенского полка, командиром которого был наследник Николай.
Для решения вопроса престолонаследия Александр III вызвал сына к себе: - "Никки, ты сам знаешь что не способен управлять страной. Сбереги же Россию от врагов и революций хотя бы до того времени, когда брату Михаилу исполнится 21 год. Обещай клятвенно через 5 лет, по доброй воле уступить престол брату!". Александр III скончался на 50-м году жизни. Это был тот нечастый в династии Романовых случай, когда государь умер сам. Его не взорвали, не задушили, не отравили.
Надо было присягать новому императору Николаю II, но его мать Мария Федоровна отказалась дать клятву. В Ливадийском дворце разразился жуткий скандал. Во дворцовой церкви в присутствии великих князей и княгинь, обращаясь ко всем Романовым, овдовевшая царица вдруг заявила: -"Мой сын не способен править Россией! Он слаб и умом и духом. Еще вчера, когда умирал его отец, он залез на крышу и кидался шишками в прохожих на улице. Разве это царь? Мы все погибнем с таким императором." Началась жуткая свара. Николая II обступили другие Романовы: -"как не печально Никки но мать права. Откажись от престола сразу же, и пусть коронуется Мишка, до его совершеннолетия регентство над ним отдадим твоей разумной матери." Но всем пришлось умолкнуть перед первым батальоном лейб-гвардии Преображенского полка, который вступил под сень храма, где грызлись представители правящей династии, и первым присягнул своему командиру Николаю, как императору, следом за гвардией покорно пошли целовать иконы и все остальные. Отказалась присягать только мать императора Мария Федоровна, даже в кольце штыков она стояла на своем.
На следующий день свершилось "миропомазание" Алисы Гнесенской, которую нарекли Александрой Федоровной. Духовник дворца в своей речи обмолвился и назвал Алису "даромшматской" принцессой. Смеху добавила и сама Алиса, объявив по русски: "теперь я намазанница божия".
Как это уже не раз бывало в истории России все решила гвардия. До самого конца царствования Николай II считал, что обязан короной своему батальону и оплачивал из своего кармана все долги преображенских офицеров.
Его мать Мария Федоровна прожила очень долгую жизнь и умерла на своей родине в Копенгагене. Она пережила три русские революции, гибель династии, потерю детей и внуков. Ее пророчество сбылось в полной мере.
Не в коня корм! Сидеть на престоле годен, стоять во главе России неспособен"
Драгомиров М.И. (преподавал тактику наследнику престола, будущему Николаю II.)