Двухтактные двигатели
В отличие от четырехтактных двигателей, где процессы впуска и выпуска производятся специальным механизмом газораспределения, в двухтактных двигателях газораспределение обеспечивается кривошипно-шатунным механизмом.
Рабочий цикл в двухтактном двигателе совершается за один оборот коленчатого вала, т. е. за два хода поршня, во время которых осуществляется впуск в картер горючей смеси, предварительное ее сжатие, продувка цилиндра, сжатие горючей смеси в цилиндре, рабочий ход и выпуск. Картер двигателя изготавливают герметичным. Поршень выполняет работу распределительного органа, перекрывая впускные, продувочные и выпускные окна цилиндра.
Рабочий цикл двухтактного двигателя: 1 - коленчатый вал; 2 - картер; 3 - шатун; 4 - поршень; 5 - цилиндр; 6 - продувочный канал; 7 - впускное окно; 8 - выпускной патрубок; 9 - запальная свеча
Цикл работы двухтактного двигателя осуществляется следующим образом.
Первый такт (впуск, сжатие). Поршень движется от н. м. т к в. м. т. В этот момент в кривошипной камере образуется разрежение, и горючая смесь из карбюратора после открытия поршнем впускного окна устремляется в кривошипную камеру. После того, как закроется продувочное окно в цилиндре, над поршнем происходит сжатие ранее поступившей рабочей смеси. При подходе поршня к в. м. т. смесь поджигается электрической искрой, проскакивающей между электродами свечи зажигания,
Второй такт (рабочий ход, предварительное сжатие, выпуск, продувка). При сгорании смеси давление в цилиндре резко возрастает, достигая 25-30 кг/см2. Поршень под давлением газов движется от в. м. т. к н. м. т.- происходит рабочий ход (рис. 8, б). Через шатун давление передается на коленчатый вал, заставляя его вращаться. После закрытия поршнем впускного окна рабочая смесь в кривошипной камере сжимается
При дальнейшем движении поршня вниз открывается выпускное окно - начинается очистка цилиндра от продуктов сгорания. Затем поршень открывает продувочное окно, происходит продувка; при этом предварительно сжатая в кривошипной камере рабочая смесь по продувочным каналам поступает в цилиндр , одновременно выталкивая из него оставшиеся отработавшие газы. Продувка продолжается до закрытия продувочного и выпускного окон. Таким образом, из двух ходов один является рабочим.
Если двигатель имеет более одного цилиндра, то в каждом из них рабочий цикл происходит за один оборот коленчатого вала. При вертикальнорядном расположении цилиндров, как, например, на мотоцикле ИЖ "Юпитер" , на один оборот коленчатого вала приходится два рабочих такта поочередно за каждый ход поршня, т. е. если в левом цилиндре осуществляется рабочий ход, то в правом - продувка и сжатие, и наоборот. Такое чередование обеспечивает плавность хода двигателя
Рис. 9. Типы продувок двухтактных двигателей: 1 - продувочные окна; 2 - выпускные окна; 3 - впускное окно; 4 - путь горючей смеси из карбюратора в кривошипную камеру; 5 - превышение выпускного окна над продувочным; 6 - путь смеси при продувке из кривошипной камеры в цилиндр и частично в атмосферу а - поперечная; б - крестообразная; в - возвратно-петлевая
В двухтактных двигателях различают три типа продувок ; поперечные, крестообразные и возвратно-петлевые. Поперечная продувка осуществляется через перекрестное и выпускное окна (каналы), расположенные на диаметрально противоположных сторонах цилиндра, крестообразные - по двум и четырем, возвратно-петлевая продувка - по двум, трем и четырем каналам. Все типы продувок кривошипно-камерные.