Сложно среди советских киноактрис найти более знаменитую, чем Любовь Орлова. Несмотря на то, что фильмография Любови Петровны не так уж и велика, несколько картин с её участием вошли в золотой фонд отечественного кино и обессмертили её имя. Навсегда в памяти зрителей она останется яркой блондинкой с ослепительной улыбкой и превосходным голосом. Но популярность — это не только любовь поклонников, но и зависть, и сплетни. А они Орлову сопровождали по жизни и не утихают после её смерти.
Расставляя все точки над i, внучатая племянница Любови Петровны Нонна Юрьевна Голикова, журналист и театровед, в серии «ЖЗЛ» опубликовала книгу с воспоминаниями о своей знаменитой родственнице. Кое-какие события из жизни Орловой она дополняет, а некоторые опровергает полностью.
Нонна Юрьевна — внучка родной сестры Любови Петровны Нонны. Согласно семейной легенде их отец принадлежал к знаменитому роду графов Орловых, а по линии матери они состояли в родстве с Толстыми. Когда девочки были маленькими, в их доме часто бывали представители культурной элиты, в частности Ф. Шаляпин. Он-то и предрёк Любе великое будущее. Однако поначалу его слова не казались такими уж правдивыми.
После революции Орловым пришлось туго. Радовался только их дед, приговаривая: «Как хорошо, что я успел проиграть в карты три наших имения!» Собственно, то, что у них нечего было отбирать, и спасло семью. Но о дворянском происхождении пришлось забыть и указывать в анкетах «из интеллигенции».
Девочки старались помогать старшим, поэтому в любую погоду они в тяжёлых бидонах возили молоко продавать в Москву. Это привело к тому, что у Любови Петровны всю последующую жизнь болели суставы, а руки даже при должном уходе выглядели натруженными и больными. Поэтому актриса прятала их либо под длинными рукавами, либо носила перчатки.
Рассказывает Нонна Голикова и о покушении на свою знаменитую родственницу. Дело было в 1952 году, Орлова, к слову, любимая актриса Сталина, давала концерт на Западной Украине, где в ту пору ещё сильны были антисоветские настроения и не закончился разгул бандеровцев. И вот после выступления к ней подошёл человек с великолепным букетом белых и чёрных роз.
Принимая цветы, Любовь Петровна укололась о шип, а вечером ей стало плохо — заражение крови. Как утверждает Нонна Юрьевна, по распоряжению Сталина Орлова была доставлена в кремлёвскую больницу, где ей провели переливание крови. По воспоминаниям племянницы актриса позже рассказывала о букете:
«Он выделялся среди других, в основном был составлен из белых роз, но в середине — абсолютно чёрные розы! Я таких никогда не видела и очень удивилась. Потом только поняла — это был траурный букет...»
После этого случая Орлова перестала принимать подарки поклонников.
Но больше всего вопросов до сих пор вызывают отношения актрисы и вождя. Даже современники считали, что между Орловой и Сталиным был роман. Однако Нонна Голикова утверждает, что это абсолютная ложь.
По её словам, Любовь Петровна и Иосиф Виссарионович не были близко знакомы, встречались лишь на банкетах, которые Орлова под благовидными предлогами старалась в большинстве случаев игнорировать.
«Я сделала для себя очень неожиданное открытие в 1953 году, сразу после смерти Сталина. Мне тогда было 13 лет, нас вывели на школьную линейку и сообщили об этом известии. Мы все рыдали! А потом я пошла ужинать к Орловой и Александрову и за столом вдруг заговорили на эту тему. И тут Любовь Петровна тихо, но отчётливо произнесла: „Слава Богу, эта сволочь наконец-то сдохла!“», — вспоминает племянница актрисы.
По мнению Нонны Юрьевны, чувства Орловой вполне обоснованны. Её первый супруг был репрессирован и долгие годы провёл в лагерях, в ссылках побывали и её коллеги — сценарист Николай Эрдман, с которым она работала в «Весёлых ребятах» и «Волге-Волге», оператор Александрова Владимир Нильсен. «Она всю жизнь ненавидела Сталина из-за того, что он заставлял жить в страхе и её саму, и её ближайшее окружение», — заключает Нонна Голикова.
И всё же главным в жизни этой женщины было кино, её любимая работа. Из-за неё Орлова осталась бездетной, из-за неё первой из советских актрис легла под нож пластического хирурга. Своей профессии Любовь Петровна оставалась верной до конца — последний фильм Орловой был снят за год до её смерти.