Найти в Дзене
PagesHistoryIT

«Сура» и компания

Оглавление
Продолжение статьи «Советские домашние компьютеры 1980-х: краткая история» Владимира Трушкина (предыдущие части - первая, вторая, третья, четвертая).

«Сура» и компания

Следующее интересное семейство отечественных компьютеров — ПК8000. Они разработаны на Пензенском заводе вычислительных электронных машин в 1986–1987 годах и выпускались на разных предприятиях под названиями «Сура», «Веста» и «Хобби».

Бытовой компьютер Веста ПК8000 (источник - Википедия)
Бытовой компьютер Веста ПК8000 (источник - Википедия)

Семейство замечательно, прежде всего, тем, что имеет 15-цветную графику с такой же организацией экрана, как у зарубежных ПК стандарта MSX. То есть в графическом режиме разрешение 256×192 точки, разбитых на знакоместа (горизонтальные черточки) размером 8×1 точек, и для каждого знакоместа можно выбрать один из 15 цветов фона и один из 15 цветов изображения. Такая структура экрана позволяет получить довольно детальную и качественную многоцветную графику в играх или при выводе простых картинок, но не очень хорошо подходит для отображения произвольной сложной цветной графики.

Источник - интернет
Источник - интернет

Более того, у ПК8000 было еще два так называемых текстовых режима с программируемым знакогенератором. Первый из них монохромный (для всего экрана можно выбрать только один из 15 цветов фона и один из 15 цветов изображения) с отображением 24 строк по 40 символов в каждой (размер символа 6×8 точек), а второй цветной (для каждой из 32 групп по 8 символов знакогенератора можно выбрать свое сочетание цвета изображения и фона) с отображением 24 строк по 32 символа (размер символа 8×8 точек). Хитрость заключалась в том, что знакогенератор (изображения 256 символов, по 8 байт (8×8 точек) на символ) хранился не в ПЗУ (где его изменять нельзя), а в ОЗУ (видеопамяти), поэтому в качестве символов программист мог задать не только обычные буквы, цифры и т. д., но и элементы графики, из которых затем составлялось изображение на экране. Соответственно, для изменения изображения на экране в текстовом режиме не требовалось изменять графический кадровый буфер сравнительно большого размера (6–12 Кбайт), достаточно было манипулировать лишь текстовым буфером экрана, имеющим размер всего 768 байт (то есть просто менять коды символов для матрицы экрана 32×24), что позволяло чрезвычайно быстро, практически мгновенно полностью менять изображение на экране: сдвигать его часть или весь экран, циклически менять одни коды на другие (анимация) и т. д.

Внутренняя конструкция ПК8000: две основных платы (процессорная и видеоадаптер), встроенный блок питания; в сумме на двух основных платах всего 88 микросхем, причём используются широко распространённые недефицитные микросхемы
Внутренняя конструкция ПК8000: две основных платы (процессорная и видеоадаптер), встроенный блок питания; в сумме на двух основных платах всего 88 микросхем, причём используются широко распространённые недефицитные микросхемы

Таким образом, компьютеры «Сура» ПК8000 были фактически первыми советскими домашними ПК, способными отображать многоцветную графику, чуть-чуть опередив в этом «Вектор-06Ц», а также практически единственными (не считая ПК8002), которые имели программируемый аппаратный знакогенератор, а следовательно, все связанные с ним преимущества в играх. Размер видеопамяти 16 Кбайт, из которых для хранения графического экрана было достаточно 12 Кбайт, а в текстовых режимах использовалось всего 3–3,5 Кбайт (но можно было разместить в видеопамяти несколько знакогенераторов, кадровых буферов или цветовых таблиц). Оперативная память пользователя — 48 Кбайт, постоянная — 16 Кбайт с Бейсиком.

Остальные характеристики ПК8000 несколько неоднозначные: процессор 8-разрядный КР580ВМ80А с хорошей частотой (2,5 МГц), но с сильным торможением со стороны видеоконтроллера; звуковой генератор отсутствовал — однобитный звук выводился программно; высокого разрешения графики и текста не было — это ограничивало возможности его профессионального применения. В рекламной информации компьютер заявлялся чуть ли ни как полный аналог MSX, но, конечно, серьезной совместимости с MSX у него не было — процессор другой, поддержка спрайтов и звуковой генератор отсутствовали. Некоторая совместимость сохранялась только в версиях Бейсика, но также не полная.

Однако ПК8000, безусловно, можно назвать очень интересным компьютером, имевшим хорошие возможности, прежде всего для игр и обучения. Компьютер был довольно известен, рекламировался в разных журналах, нередко встречался в продаже, правда, стоил почему-то дороже других советских бытовых ПК — порядка 1000–1150 рублей, что, с одной стороны, понятно: все-таки поддержка 15 цветов и довольно интересные игровые возможности, но с другой — тот же «Вектор-06Ц», имевший в среднем явно лучшие характеристики, стоил ощутимо дешевле — 750 рублей.

Шильдик от «Суры» ПК8000: по цене это были самые дорогие из домашних ПК советской разработки (дороже стоили только многие аналоги «Спектрума»). Причём это цена ещё не максимальная – «Хобби» ПК8000 в начале 90-х стоил 1152 рубля. Шильдик красноречиво сообщает и о весьма скромных объемах выпуска «Суры» – в октябре 1988 года серийный номер всего лишь 2037, хотя ПК выпускался с 1987 года
Шильдик от «Суры» ПК8000: по цене это были самые дорогие из домашних ПК советской разработки (дороже стоили только многие аналоги «Спектрума»). Причём это цена ещё не максимальная – «Хобби» ПК8000 в начале 90-х стоил 1152 рубля. Шильдик красноречиво сообщает и о весьма скромных объемах выпуска «Суры» – в октябре 1988 года серийный номер всего лишь 2037, хотя ПК выпускался с 1987 года

Для ПК8000 написано несколько десятков хороших игр (в основном, конечно, перенесенных с MSX), но в целом по количеству программ и игр он заметно отставал от некоторых других популярных советских моделей, особенно от БК-0010/0011 и «Вектора-06Ц».

Базовый пакет программ в комплекте с ПК8000 (скрин с сайта – http://pk8000.narod.ru/)
Базовый пакет программ в комплекте с ПК8000 (скрин с сайта – http://pk8000.narod.ru/)

ПК8002 «Эльф»

Как уже упоминалось, характеристики ПК8000 вызывали двойственные чувства: с одной стороны, разработчики попытались создать аналог популярных японских игровых ПК стандарта MSX, с другой — им удалось это лишь частично, примерно на четверть. В результате получился компьютер, который и игровым можно назвать лишь с натяжкой (из-за отсутствия спрайтов и аппаратного звукогенератора), а универсальным тем более: в неигровой сфере его графические возможности очень ограниченны: взять хотя бы разрешение экрана — 256×192 точки, которого маловато даже для простейшего профессионального использования — скажем, для полноценной работы с текстами.

ПК8002 «Эльф» — один из наиболее продвинутых советских домашних ПК в плане графики и звука; единственный отечественный ПК тех лет, имеющий аппаратную реализацию спрайтов; дизайн корпуса и клавиатуры полностью аналогичен ПК8000 и «Корвету»
ПК8002 «Эльф» — один из наиболее продвинутых советских домашних ПК в плане графики и звука; единственный отечественный ПК тех лет, имеющий аппаратную реализацию спрайтов; дизайн корпуса и клавиатуры полностью аналогичен ПК8000 и «Корвету»

Однако идея сделать советский MSX-совместимый компьютер не покидала умы наших инженеров, и в 1989 году уже другие разработчики — из московского НИИсчетмаша — создали значительно усовершенствованный вариант под названием ПК8002 «Эльф», возможности которого отчасти приближались уже к стандарту MSX2 — одному из лучших с точки зрения графики в мире 8-разрядных компьютеров.

Сбоку ПК8002 находятся два разъема для джойстиков — это всё же, в первую очередь, игровой ПК
Сбоку ПК8002 находятся два разъема для джойстиков — это всё же, в первую очередь, игровой ПК

В ПК8002 появилась поддержка и высокого разрешения — до 512×212 точек (но только в монохромном режиме), и программируемой палитры с 256 цветами, и, самое главное, аппаратных трехцветных спрайтов — до 64 штук размером до 16×212 точек каждый. Правда, объем ОЗУ оставался прежним — 64 Кбайт (из которых около четверти занимала видеопамять), а этого для продвинутого игрового ПК было явно маловато (в те годы начали массово появляться советские домашние ПК со 128-килобайтным ОЗУ: БК-0011, ПК-6128Ц, «Юниор», «Арго», «Ассистент», «Поиск», Spectrum-совместимые и т. д.). А ПЗУ и вовсе сократили с 16 до 4 Кбайт, в которых помещалась только программа-монитор и знакогенератор. Соответственно, Бейсик приходилось грузить с магнитофонной кассеты в ОЗУ, а максимальный размер программ на Бейсике был в три раза меньше, чем у ПК8000. По количеству микросхем — около 140, причем все на одной плате, — это был самый сложный из отечественных домашних ПК, за исключением «Ассистента-128» и некоторых других IBM-совместимых. Тем не менее в ПК8002 на обычных стандартных логических микросхемах реализовано примерно то, что в ПК MSX2 сделано на довольно мощной специализированной БИС видеопроцессора Yamaha V9938. В качестве трехканального звукогенератора использовалась хорошо знакомая нам микросхема КР580ВИ53, причем имелась программная регулировка общей громкости (32 уровня), а также генератор шума. В отличие от компьютеров MSX2, оснащенных процессорами Z80 с частотой 3,58 МГц, в ПК8002 применен наш старый знакомый — советский микропроцессор КР580ВМ80А с максимально возможной для него стандартной частотой 2,5 МГц. Причем процессор заметно тормозился видеоконтроллером, особенно при отображении спрайтов.

ПК8002 — один из самых сложных по конструкции ПК: на одной печатной плате расположена 141 микросхема, на которых реализованы и аппаратные спрайты, и программируемый знакогенератор, и звукосинтезатор с изменяемой громкостью и генератором шума; правда, ПК8002 не мог похвастаться большими объемами памяти — ОЗУ всего 64 килобайта (включая и видеопамять), ПЗУ — 4 килобайта
ПК8002 — один из самых сложных по конструкции ПК: на одной печатной плате расположена 141 микросхема, на которых реализованы и аппаратные спрайты, и программируемый знакогенератор, и звукосинтезатор с изменяемой громкостью и генератором шума; правда, ПК8002 не мог похвастаться большими объемами памяти — ОЗУ всего 64 килобайта (включая и видеопамять), ПЗУ — 4 килобайта

Таким образом, по графическим и звуковым возможностям ПК8002 превосходил почти все отечественные ПК, кроме «Вектора-06Ц», хотя в качестве игровой приставки он теоретически выигрывал и у «Вектора». Однако из-за запоздалого появления и очень незначительного объема выпуска он, конечно, не мог конкурировать по количеству и качеству игровых программ ни с «Вектором», ни с БК-0010, ни с большинством других отечественных ПК. Собственно, игр, широко использующих спрайтово-тайловые возможности этого ПК и визуально значительно превосходящих аналоги на других советских ПК, почти не было. И все-таки отдадим должное ПК8002 и его разработчикам: он был единственным из наших ПК с такой мощной аппаратной поддержкой игр. Впрочем, на несколько лет раньше него — в 1986 году — появился советский игровой автомат ТИА-МЦ1 (а на нем знаменитые игры — «Конек-Горбунок», «Снежная королева» и др.), который имел очень похожие характеристики графики, звука и процессора: так же как и ПК8002, поддерживал аппаратные спрайты, палитру до 256 цветов при 16 цветах, выводимых на экран одновременно, 3-канальный звук и процессор КР580ВМ80А. Но ТИА-МЦ1, конечно, не был домашним компьютером. Да и насчет спрайтов ситуация далеко не однозначная — фактически они нужны исключительно для игр, причем в случае отсутствия аппаратной поддержки ничто не мешает имитировать их программно, как это делалось на БК-0010, «Векторе-06Ц», «Львове», IBM PC, Apple II, ZX Spectrum, Amstrad CPC и множестве других компьютеров.

Продолжение следует…

______________________________
Эта статься была опубликована в пятитомнике «Страницы истории отечественных ИТ», совместном некоммерческом проекте группы компаний Аплана (ранее АйТи) и «Виртуального компьютерного музея».