Зеркальное письмо - это когда ребенок пишет буквы и цифры наоборот, как бы в зеркальном отражении. Обычно - слева направо, реже - сверху вниз. Связано это с недостаточной сформированностью пространственного мышления.
То есть отзеркаливание букв в целом говорит о том, что ребенок еще не усвоил понятия «право» и «лево» в пространстве и на своем теле в частности.
Чаще всего это встречается у детей 6-7 лет, когда они начинают учиться письму. И к первому классу обычно проходит. Иногда еще детки зеркалят в начале первого класса, и это тоже вариант нормы. Когда ко мне обращаются родители только поступивших в школу первоклашек с этой жалобой, я советую несколько месяцев понаблюдать. Бывает, что пространственное мышление формируется чуть позже.
Логопеды и дефектологи такое отзеркаливание называют «оптической дисграфией». И, на самом деле, этим вопросом больше занимаются логопеды и дефектологи. Психологи имеют к нему отношение только косвенно.
Но так как психологи есть в каждой школе, а логопеды и дефектологи очень редко в какой, нам, школьным психологам, приходится заниматься и этим. Ведь возможность (и желание) идти к сторонним частным специалистам есть не у всех.
Если у вас тоже нет такой возможности, давайте посмотрим, как можно позаниматься с ребенком дома самостоятельно.
1. Развиваем ориентацию в собственном теле. Четко дифференцируем право и лево. Здесь у нас правая рука, а это левая. Где правое ухо, а левый глаз, а правая рука, а левая нога, а правая щека? Усваиваем это очень четко, чтобы ребенок отвечал на вопросы (и показывал на себе) без ошибок.
2. Учимся ориентироваться в пространстве. Все, что ближе к правой руке - это справа. Все, что ближе к левой руке - это слева. Где дверь - справа от тебя или слева? Диван справа или слева от тебя? Тренируемся.
Когда ребенок безошибочно научится отвечать на эти вопросы, переходим к следующему этапу.
3. Учимся определять, где находятся предметы в пространстве относительно друг друга. Книга лежит справа от лампы или слева? Кровать твоя стоит слева от дивана или справа? И только тогда, когда ребенок будет безошибочно отвечать на этом этапе, переходим к работе с буквами и цифрами. Только на этом этапе ребенок уже будет осознавать, в какую сторону "рожками" пишется цифра три, и то, что горизонтальная палочка и овал расположены справа от вертикальной палочки в букве «ю». До того, как ребенок усвоил все три эти упражнения, переходить к буквам бессмысленно.
4. Переходим именно к буквам. Основной смысл в том, что образ буквы ребенок должен запомнить большинством способов: визуально, на слух, тактильно.. Осознать, из каких элементов каждая буква состоит, чтобы буквально умел разобрать буквы на элементы, а потом собрать.
А именно:
- Находим буквы крупного размера (в «Азбуке», например), и обводим каждую букву пальчиком.
- Выводим буквы в воздухе, можно одновременно проговаривая их.
- Собираем буквы из любых подручных материалов: из палочек, из спичек, из пластилина, из гречки.
- Меняем местами элементы букв, чтобы получилась другая буква: например, из буквы «Н» можно сделать «П», если поднять среднюю палочку вверх.
- Пытаемся угадать, какую букву написали у ребенка на спине и т.д.
Подобных упражнений много. Но если видите, что, несмотря на занятия, ребенок продолжает зеркалить буквы и цифры, все-таки нужна комплексная коррекционная работа со специалистом.
И если есть возможность, лучше сразу обратиться к логопеду или дефектологу, минуя психолога.