Найти тему
Шмотолингвистика

Стиль денег - четыре способа выглядеть дорого и их декодинг

Оглавление

Как-то мне задали вопрос: "Как выглядеть так, чтобы мои клиенты мне доверяли и деньги несли"? Девушка работала в сфере с вип-клиентурой из топ-менеджеров с большими бюджетами и продавала оборудование. Ну, первое правило - это расположить к себе человека и завоевать его доверие. А возможно это лишь тогда, когда вас принимают "за своего", когда вы можете быть частью среды такого человека, частью его культурного кода. То есть, задача №1 - пройти тест "свой/чужой" с положительным результатом. Выясняя, с какими людьми она общается, из какой среды, как они отдыхают, работают, где перекусывают и ведут переговоры, что носят сами, мы пришли к выводу, что у них общего даже больше, чем казалось на первый взгляд. Поэтому тема манер, поведения, посещения культурных мероприятий и прочих вещей "по вживанию в образ" отпала сама собой. И плавно свелась к одному лишь вопросу "Как выглядеть дорого". И это очень хороший вопрос, чтобы обсудить, как работает наша психология восприятия образа, почему мы один относим к дорогому, а второй, такой же по стоимости, можем назвать дешевым и безвкусным. Давайте попробуем разобраться и вывести какие-то ориентиры.

Наверняка, вы уже читали массу статей на эту тему и, зачастую, советы дублируют друг друга, повторяя из раза в раз одни и те же словосочетания: дорогие ткани, одежда должна выглядеть новой и не заношеной, тотал лук, однотонные ткани без рисунка, лаконизм, классика, светлые благородные оттенки, сдержанные украшения, и прочая и прочая. Почему именно эти черты дают желаемый эффект? И ограничивается ли список только ими? Конечно, нет. 

-2

Уникальность. Непрактичность. Стиль. Статус.

Вот четыре главные опоры дорогих образов. Каждая по отдельности или их комбинация дает нужный результат. Давайте посмотрим, как они работают.

Уникальность

Всегда во все века люди высоко ценили то, что было трудно достижимым. Неважно, был ли это редкий алмаз, шкура леопарда, драгоценные специи или, даже, фигура. Обратите внимание на полотна художников - фигуры высшего сословия всегда проходили довольно жесткие модификации - от бинтования стоп, вытягивания черепов, коррекции фигур с помощью корсетов и т.д. Человек богатый являлся такой же уникальной редкостью и должен был разительно отличаться от "простых крестьян". В Китае, к примеру, где крестьяне целыми днями трудились в полях и были загорелыми, белоснежная кожа считалась признаком человека из уважаемой богатой семьи. Если в деревнях и селах особо ценились сильные и крепкие девушки со здоровым румянцем, то в дворянских семьях юные барышни то и дело падали в обморок от анемии и гордились алебастровым цветом лица с синеватым подтоном. Они стремились быть похожими на чистых возвышенных существ, не имеющих ничего общего с этой пошлой плотью, и вкушавшими только радости духа. Ну как-то так...

Еще раньше с едой было не очень, поэтому полные фигуры считались признаком богатства и зажиточности. Сегодня ситуация иная, еда перестала быть труднодоступной, она в изобилии и ее легко достать, поэтому в моде стройные фигуры и тема ЗОЖ (читай, воздержания от вкусняшек)  - чего так сложно достичь при таких искушениях вокруг. Ну мы сейчас не о фигурах, конечно, это так, к слову пришлось. Вернемся к предметам гардероба.

Вот поэтому, первым признаком дорогого образа будет являться нечто труднодоступное для остальных и, в силу этого, довольно высокое по стоимости. 

Как, к примеру, часы от Saint Bones...

-3

Винтажные украшения или украшения с историей, как у Анны Винтур. У нее целая коллекция колье, которую она постоянно выгуливает и на торжественные выходы и в повседневной жизни.

Коллекция брошей королевы Елизаветы славится своей уникальностью. Редчайшие по красоте камни - центральная ее часть. 

И если драгоценности не каждый себе может позволить, то те же монограммы - отличная идея, чтобы подчеркнуть уникальность вещи. Они могут украшать и повседневную рубашку в офис, и запонки, и вечерний клатч. И они более доступные по цене исполнения.

То же самое касается и аксессуаров - винтажные шелковые платки, сумки, обувь или кимоно - выбирайте по вкусу и встраивайте в свой образ. Не забываем ручную работу - на многочисленных выставках всегда можно купить вещи, выполненные мастерами в единственном экземпляре.

Непрактичность

И снова эта установка идет из дремучего прошлого, когда образ жизни работающих людей кардинально отличался от праздного образа жизни представителей высшего сословия. Деньги всегда обеспечивают некую свободу от необходимости добывать пропитание непосильным трудом, вставать с первыми лучами солнца, бежать до остановки по сугробам или разбитой дороге и ехать в переполненном общественном транспорте. Сегодня все эти различия стираются, и люди при деньгах также бегут на работу и работают порой даже больше. Единственное различие, добираться до нее они могут в собственном авто. 

Но, тем не менее, именно непрактичность образа окружающие будут считывать, как принадлежность к другим слоям общества. Смотрите, как это работает.

ДЕТАЛЬ / ТРАНСЛИРУЕМЫЙ СМЫСЛ
обувь на каблуке, когда все вокруг в кроссовках / по колдобинам не бегает, скорее передвигается на машине

-8

юбка-карандаш вместо удобных штанов / леди в домашнем на людях не появляется

-9

эффектная, но неудобная одежда вместо удобной / ну она же сумки не таскает (в метро не ездит, на работу не ходит...)

-10

шуба или меховое пальто вместо пуховика / более высокий статус и доход

пальто вместо куртки / тот же эффект

(тут вы можете мне возразить, мол, какая тут непрактичность? Но она как раз заключается в том, что мех, даже искусственный. требует дорогого обслуживания, хранения и бережной эксплуатации, это действительно более непрактичная вещь, нежели надежный пуховичок)

-11

преобладание светлых оттенков вместо практичных немарких / обалдеть вообще

(понимаете теперь, откуда "растут ноги" у советов надевать светлые благородные оттенки?)

-12

В общем, список можно продолжать, но смысл понятен. Чем менее привычно и обыденно вы смотритесь, отстраиваясь от среды, тем дороже будет выглядеть ваш образ (при соблюдении иных простых условий, в плане тканей, кроя, умеренности и пр.). 

Стиль

Самая тонкая материя и самая объемная тема. Ведь стиль подразумевает не только выверенный гардероб, но и ваш стиль жизни, манеры, речь, жестикуляция, уровень эмоционального проявления, интеллектуальный багаж. Просто не забывайте об этих вещах, развивать мы это в рамках данной статьи не будем, коснемся лишь одежды.

Итак, почему так важен стиль. Условно можно поделить отношение людей к вопросам гардероба на три части: утилитарное, модное, стильное.

Утилитарное - следит за тем, чтобы одежда максимально соответствовала требованиям текущего момента - гигиене, погоде, удобству, уместности моменту, дресс-коду. Такой человек формирует комплекты так, чтобы одежда была его добрым помощником в любых жизненных ситуациях и не более того. О производимом эффекте задумывается редко, в основном, в контексте "что люди скажут". О выражении себя через одежду, своей личности обычно не думает. Итог: личность не проявлена.

Модное - следит за трендами, не боится экспериментов. К утилитарной функции одежды добавляет еще и функцию производства "Вау" эффекта. Мода - его ориентир. О выражении своего внутреннего мира через одежду думает, но отдает бразды правления в руки моде, зачастую является ведомым в этом тандеме. Итог: личность не проявлена.

Стильное - для него его личность является самоценной и важной настолько, что он будет вкладывать время, силы и средства в то, чтобы раскрыть весь ее потенциал, показать её, в том числе и с помощью одежды. Самоуважение - вот его двигатель. Он не станет читать модные книги только потому, что о них все говорят или смотреть такие фильмы. Не будет заниматься делом, которое претит его интересам и увлечениям. Не станет носить одежду, которая диссонирует с его внутренним миром. Для него ориентир - он сам. Итог: яркое проявление личности, Персоны.

Стиль всегда говорит о самоуважении человека к своему внутреннему миру, к себе. Он говорит о внимании и времени, которое тратится на это. Он сообщает окружающим: "Посмотрите, этот человек - сильная личность! Он достоин внимания и уважения". И это действительно вызывает уважение у окружающих, вот почему так важен стиль в вашем гардеробе. А еще стильный гардероб - это долго и довольно дорого, так как поиски нужных вещей никогда не бывают быстрыми и дешевыми. Стильный гардероб можно собирать годами, но эта работа окупает себя. Хотите выглядеть дорого, займитесь своим стилем.

Статус и авторитет

Как их привнести в образ? Два простых приема - цвет и контраст. Разберем каждый.

Цвет

Статус ассоциируется с серьезностью, ведь деньги легкомысленности не терпят. Поэтому в цветах должна быть основательность, неспешность и незыблемость. Помните, как раньше короли одевались? Пурпур, изумрудный, рубиновый, сапфировый, цвет золота - эти цвета не просто повторяют цвета драгоценных камней, они еще и темные по тону, в них есть черный пигмент (стихия земли - плотная, тяжелая, устойчивая), что делает их такими "авторитетными". Любой оттенок, добавленный в образ, даже в небольшом количестве, сразу "заземлит" образ, сделает его более серьезным и основательным. Ну и черный цвет, конечно, о нем тоже не стоит забывать.

Контраст

Сочетайте в образе цвета, которые сильно отличаются друг от друга по тональности. Этот прием будет создавать ясную читаемую границу (четкая линия, разделяющая эти цвета и есть граница, чем она ярче, тем жестче граница и наоборот). Статус имеет свои непересекаемые границы, и чем четче вы их обозначите, тем сильнее характер будет у образа. А сильный характер всегда вызывает уважительное отношение. Такой образ всегда будет смотреться респектабельно.

-15

Бонус: Время

Именно здесь кроется самая главная причина, почему один и тот же образ может выглядеть дорого или непрезентабельно. 

Помните фильм "Время", где время стало единственной валютой? У богатых всегда в изобилии был этот ресурс, а у бедных его не было вовсе, и чтобы заработать еще пару дней жизни им приходилось работать круглые сутки. И так как каждая минута была на счету, они всегда бегали, в то время как сильные мира сего передвигались медленно, неспешно и с чувством собственного достоинства. В нашей жизни тоже есть отражение этого момента. Вспомните хотя бы рекламы. Если рекламируют что-то из недорогого сегмента, то текст идет на высоких скоростях, актеры жизнерадостно что-то тараторят, бегом-бегом. Но реклама товаров из люкс-сегмента (дорогие духи, машины), то голос становится более низким, вальяжным, спокойным и даже вкрадчивым, в этом ролике отсутствует суетливость, присущая первому ролику. Для усиления эффекта некоторые сцены будут демонстрироваться в slow-режиме. О чем это говорит? Что деньги не любят суеты, они могут себе позволить неспешность, высокий уровень обслуживания, атмосферу. 

Как это все влияет на одежду и на образ в целом? Ну как раз из этого пункта рождаются такие важные условия как ухоженность, манеры, речь и жестикуляция. И классицизм - для одежды. Вот с него и начнем.

Классицизм в одежде выражается строгими линиями, спокойным кроем, отсутствием или минимумом декора. Декор рождает эмоцию, рождает некую суетливость в образе, а мода показывает принадлежность только текущему временному моменту. Чистый же лаконизм спокоен по эмоции, сбалансирован. Классика не отвлекается на преходящее - моду, тренды, классика - вечна. Как качественная мебель в английском стиле, как кабинет обитый панелями из дуба, как напольные часы с боем, созданные в позапрошлом столетии, но продолжающие идти и по сей день. Вот о чем будет говорить вещь в лаконичном стиле, выполненная из хороших тканей - об эмоциональной уравновешенности, манерах и достатке времени.

-16

Ухоженность требует времени - не важно, будете вы сами ухаживать за собой и своей одеждой или можете прибегать к услугам сервиса, главное одно - все должно быть в идеальном порядке. Блестящие волосы, здоровая кожа, красивая улыбка, безупречный маникюр, отглаженная одежда без следов износа - на все это придется найти время, если действительно хотите выглядеть достойно.

Манеры, жестикуляция и речь - уберите суетливость, не должно быть эффекта, что вы постоянно куда-то торопитесь или переживаете, что отвлекаете других от важных дел. Жесты должны быть красивыми, выверенными, сдержанными, речь - поставленной, с хорошим чувством ритма разговора и пауз в нужных местах. Умеренность в проявлении эмоций  - недопустимо проявление невоспитанности, чрезмерности в выражении эмоций (слишком громкий смех, экспрессивность, ругань и пр.).

Чувство собственного достоинства и уважение к окружающим - вот что должно выйти на первое место. Подпишитесь на пару пабликов про этикет, послушайте интервью Татьяны Поляковой или других мастеров этикета, это поможет быстро войти в тему и сориентироваться, с чего начать.

Послесловие: есть еще один самый очевидный и простой способ - брендированные вещи. При небольшом бюджете можно покупать их на распродажах или включать в свой гардероб только аксессуары. Ремень от Гуччи или сумка от Селин задаст нужный тон всему образу. Винтажная брошь от Шанель, купленная в многочисленных винтажных лавках или на выставке "Бижутерия: от винтажа до наших дней" тоже поставит нужный акцент. Но, во-первых, это дорогостоящие вливания и, во-вторых, есть в демонстрации брендов некое суетное тщеславие (простите меня, поклонники данного пути). Поэтому я на этом пункте останавливаться не стала. 

-17