Найти в Дзене
Империум Человека

Честь стоять в первом ряду...

Мне стало известно о судебном иске, который в американской армии был подан военнослужащей против своего командира. Она обвиняла его в том, что в Афганистане он заставлял её вести первый грузовик в колонне, который чаще всего подрывается на минах. Точнее, угрожал отдать такой приказ. Это сообщение заставило меня задуматься о том, как низко пал воинский дух этих людей. Их мужество, честь и достоинство. Чтобы нам никогда не уподобиться этому жалкому уровню, вспомним наших предков. Не в одном историческом эпизоде, а на протяжении почти тысячелетия. В 1242 году, отражая натиск немецких рыцарей, на льду Чудского озера их встретил Александр Невский. Встретил не один, конечно, а с дружиной и народным ополчением. Вот здесь и таится самый главный секрет его победы. Битва была не столкновением закованных в доспехи конных воинов, а рыцарей с одной стороны, княжеских дружинников – с другой. Сценарий был иной. Первый удар тяжелой конницы врага приняли ратники - новгородские мужики с копьями. А за сп

Мне стало известно о судебном иске, который в американской армии был подан военнослужащей против своего командира. Она обвиняла его в том, что в Афганистане он заставлял её вести первый грузовик в колонне, который чаще всего подрывается на минах. Точнее, угрожал отдать такой приказ. Это сообщение заставило меня задуматься о том, как низко пал воинский дух этих людей. Их мужество, честь и достоинство. Чтобы нам никогда не уподобиться этому жалкому уровню, вспомним наших предков. Не в одном историческом эпизоде, а на протяжении почти тысячелетия.

-2

В 1242 году, отражая натиск немецких рыцарей, на льду Чудского озера их встретил Александр Невский. Встретил не один, конечно, а с дружиной и народным ополчением. Вот здесь и таится самый главный секрет его победы. Битва была не столкновением закованных в доспехи конных воинов, а рыцарей с одной стороны, княжеских дружинников – с другой. Сценарий был иной. Первый удар тяжелой конницы врага приняли ратники - новгородские мужики с копьями. А за спиной их расположились сани и деревянные рогатины обоза, чтобы рыцари насквозь не прошли, да и отступать несподручно. Кажется, вот какой хороший замысел! Только что это значит на человеческом уровне, для каждого ратника? Задумаемся.

-3

Встретится впервые с клином конных рыцарей, стоять на льду и ждать, опустив копья, пока на тебя несется железная масса. Стоять первым в ряду и знать, что на тебя обрушится удар, что вот сейчас тебя сомнут, растопчут, будут рубить и топтать. Волна, которую ты точно не остановишь. Ведь таков замысел! Замысел, что рыцари должны ударить по мужикам и завязнуть в них, лишившись напора. Затем окружить их и добить ударом княжьей дружины в тыл и фланги. Для этого мужики всего лишь должны принять их в копья и не побежать… Всего лишь.

-4

А теперь представьте себя в первом ряду этого воинства. Холодный ветер. Белый лед. Ровное поле. Топот копыт, конница берет разбег, и этот удар придется по Вам. Не свернуть, не отойти, не скрыться. Вот сейчас. Одно копье не может остановить весь клин, даже если Вам повезет. Вся эта масса коней и железа летит лично на Вас. Ведь разве легче от того, что рядом еще такие же бедолаги? Честь стоять в первом ряду – это честь быть первым из павших. И она досталась Вам. Осталось только испить сполна и не побежать. Примерьте на себя такую «кольчужку». Тогда Вы и поймете, что русское военное искусство - это не просто хитрый тактический прием. Оно опирается на знание природы русского человека, его духа. На воспитание такого духа и доверия между князем и его воинами. На праведности дела. Одним словом, оно опирается на всё, за что люди готовы стоять насмерть. По заветам Святослава. Только в таком воинском коллективе и возможна была победа над немцами! Запланировать, что пехота не бежит, что она принимает в себя весь рыцарский клин, держит его и лишь потом «лучшие люди» князя наносят сокрушающий удар. Это дорогого стоит. Запланированный, массовый героизм. Как далеко отсюда до американской армии и «первого грузовика».

-5

Такой подвиг возможен лишь в одном случае. Когда стоять в первом ряду осознается как священная необходимость. Как высший долг и призвание. Никто кроме нас. Когда это признак высшего уважения. Когда на эту роль вызываются добровольцы, а остальные стоят уже за их спинами. Ибо героями не становятся по приказу. Стоящие первыми уже герои, независимо от исхода битвы. Они «встречают смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу». О них будут сложены песни и саги. О них будет наша книга.

-6

В своей жизни Вы услышите, что летописи украшают события, что всё было не так. Что поединок – миф, что сама битва не могла быть такой поэтичной и прочее, и прочее. Запомните, это ложь шакалов, которым не хватает духа нести бремя мужей. Которые не могут себе представить, что значит стоять до конца, быть в первом ряду добровольцев, чтобы отдать душу за други своя. Для которых, любой рассказ о подвиге звучит как личный вызов и упрек. Для которых жить в мире героев значит постоянно сознавать собственное падение. Таких много. Они стараются все вокруг погрузить на свой жалкий уровень восприятия. Без веры, без мечты, без чести, что дороже жизни.

-7

Запомните же главную правду: битва была. Сыны Русской земли сложили головы за тех, кого не знали и не видели никогда. За нас с вами, за саму возможность нашего будущего. За идею. Их подвиг достоин песни, мифа, стихов и красивых слов. И все они не смогут выразить полное величие и тяжесть осознанной жертвы, благословения выбора стоять в первом ряду. Эту правду мужчина постигает только сам в святыне своей совести, в момент истины.

Из книги Зотова Степана Андреевича "История Героев". Полную версию книги вы можете скачать по ссылке:https://ridero.ru/books/istoriya_geroev/#anchor-reviews