Впоследствии я испытал огромный шок, узнав, что математики из Кералы (Южная Индия) открыли эту формулу несколькими веками ранее.
И на самом деле она должна называться формулой Мадхавы в честь ученого, впервые на нее натолкнувшегося.
Однако "пи" – не единственное математическое открытие, сделанное в Индии.
Отрицательные числа и понятие о нуле, к которым в Европе относились с подозрением вплоть до XIV века, разрабатывались там в VII веке.
Власти Флоренции временно запретили ноль в 1299 году.
Если рассказать современным студентам, как в прошлом люди отчаянно пытались решить те задачи, которые до сих пор кажутся сложными, они поймут, что дисциплина появилась не из ниоткуда.
Есть нечто воодушевляющее в том, что математики когда-то испытывали трудности с отрицательными числами и понятием нуля.
Некоторые выдающиеся личности делали открытия, будучи еще в школе.
Так, француз Эварист Галуа еще в студенчестве создал теорию групп, незадолго до того, как в возрасте 20 лет был убит на дуэли из-за любви и политики.
Кто-то даже сошел с ума после своих изобретений.
Например, Георг Кантор провел много лет в психиатрической лечебнице, после того как разработал теорию трансфинитных чисел.
Подобные истории могут оживить предмет для тех людей, которым сложно вникнуть в математику.
Математика и история идут рука об руку, математика развивалась в исторических контекстах.
Каждое новое поколение строится на фундаментальных результатах, доказанных предшественниками.
В отличие от других наук, математические теории не могут быть опровержены; открытия древних египтян также истинны сейчас, как и тысячи лет назад.
Школьники, которые учатся вычислять площадь круга или площадь пирамиды, идут по дороге, проторенной математиками на протяжении 5 тысяч лет.
Египтянам нужны были подобные формулы, чтобы рассчитывать, какими суммами налогов обложить земли, разделенные петляющим Нилом, или сколько кирпичей должно быть в пирамидах Гизы.
С математической точки зрения, футболисты, готовящиеся к свободному удару, – это люди, вычисляющие квадратное уравнение. Другими словами, они используют формулу из глиняных табличек Вавилона, появившуюся за 1,8 тысяч лет до н.э.
До недавнего времени я многого не знал об истории моего предмета.
Я думал, что превыше всего – математические расчеты.
Разве, если вы понимаете теоремы и доказательства, вам важно, кто и при каких обстоятельствах их изобрел?
В школах и университетах лишь поощряют это одностороннее знание.
Конечно, возможно преподавать математику как некое общечеловеческое наднациональное знание, ведь она привлекает универсальностью своего языка.
Но очень важно осознавать, что создана она людьми.
Ведь истории людей, бившихся над квадратными уравнениями и работавших над разного рода вычислениями, дают сильнейшую мотивацию к путешествиям по математическим просторам.
Я ни в коем случае не пропагандирую ограничение глубинного изучения предмета.
Ведь когда вы учитесь играть на музыкальном инструменте, никогда не сдвинетесь с мертвой точки без упорного изучения гамм и арпеджио.
математики, это может создать более привлекательный подход к изучению предмета.
Маркус дю Сотуа – профессор математики колледжа Уэдхэм, Оксфорд.