Найти тему
Музыка нас связала

«Бродячая Собака» и апофеоз оптимизации. Подводные камни и ошибки в работе арт-директора, о которых я пытаюсь вас предупредить

За постоянными и относительно регулярными проектами «на стороне» я как-то не заметил, что мое сотрудничество с «Бродячей собакой» плавно сходило на нет.

Не скажу, что у нас с владельцем арт-кафе Владимиром Склярским портились отношения или что мы испытывали взаимное неудовольствие. Скорее мы естественно пришли к тому, что в какой-то период времени мы взяли друг у друга лучшее и необходимое нам на тот момент. И вот этот период обмена подходил к концу.

Исторический логотип «Бродячей собаки» используется и ныне
Исторический логотип «Бродячей собаки» используется и ныне

Мне стало сложнее противостоять желанию Склярского ставить в репертуар невнятных исполнителей романсов или стареющих-полнеющих поэтесс с пост-климактерической лирикой. А ему без этого было никак, потому что его, как хозяина культового места, осаждали со всех сторон творцы разного градуса безумия. Отказывать он не любил, и хоть вкус имел хороший, но не всегда успевал проверить всех желающих.

Так же начались войны с ресторанной частью кафе. Вообще, имейте в виду, если начинаете работать над программой в каком-нибудь кафе или ресторане, где программа, как бы высоко ее не ставили владельцы в формировании концепции, все же является дополнением к еде, вашим главным внутренним врагом будет именно управляющий рестораном.

В его глазах вы всегда будете неправы. Если приедете много народа, вы помешаете обычной вечерней посадке. И обязательно в отчётах на следующий день он расскажет о том, что на ваше событие пришли нищеброды. И обязательно сосчитает упущенную выгоду. В какой-то момент он начнёт лоббировать правило - никаких событий в викенды. И вполне возможно, настоит на своём, отняв у вас два самых жирных вечера.

В своё время меня очень бесила эта барная стойка. Вроде красивая и в стиле, но аляповатая какая-то...
В своё время меня очень бесила эта барная стойка. Вроде красивая и в стиле, но аляповатая какая-то...

Если же заведение до того, как вы начали заниматься программой, обычно пустовало, и ваши гости вдруг начнут загружать кухню, вы снова встретите недовольство. Но уже на уровне персонала. Который в таких местах как правило уже отвык от работы и никак не мотивирован на активную деятельность в условиях большой проходимости.

Но и когда ваши события собирают мало людей, вы также поймаете негатив. Все будут коситься на вас и молча транслировать вам свои сомнения в вашей компетенции.

И разумеется персонал кухни всегда лучше знает, какую программу надо делать на самом деле. И не просто знает, а обязательно постарается донести своё мнение до хозяина.

Владимир Склярский
Владимир Склярский

Кстати, в обратную сторону правило недовольства друг другом тоже работает. Так как в маленьких и средних заведениях сама программа как правило не приносит прямых доходов, а чаще влечёт дополнительные расходы, основная ставка здесь делается на доходы от бара и ресторана и тех денег, что тратит там публика мероприятий.

У дальновидных хозяев хватает понимания учитывать не только прямую выгоду, но и косвенную - отложенную на перспективу. Так как события дают шум, инфоповоды, повышают лояльность аудитории и так далее. Все то, что называется сейчас эффектом синергии. Что крайне сложно посчитать, поэтому очень непонятно как оценивать.

У хозяев менее дальновидных установка идёт на быстрый «обмен веществ». Как у утки, где процессы еды и дефекации отделяются друг от друга считанными минутами. То есть они смотрят на то, сколько именно денег принесла публика конкретного события в этот вечер в кафе и двое. И в этом в принципе есть понятная и рабочая логика. Если бы не одно но. Программный отдел как правило не может никак повлиять на качество еды, скорость обслуживания, ассортимент блюд и честность персонала. В итоге, постоянная неопределённость, стресс и дезориентированность. Ты видишь своими глазами полную посадку приличных людей. Все что-то определено едят и пьют. Но после вечера администратор разводит руками и показывает общий копеечный отчёт. И тебе определенно кажется, что глаза его при этом странно бегают.

Ничего не меняется. Ровно тот же антураж. Что сейчас, что 18 лет назад.
Ничего не меняется. Ровно тот же антураж. Что сейчас, что 18 лет назад.

В общем, программа наша в целом нравилась Склярскому. Но он решил, что все же и сам должен в ней участвовать. И руководствовался он ровно теми двумя обстоятельствами, которые я описал выше:

1. Невозможность отказать миллиону знакомых артистов.

2. Неоправданные ожидания от выручки.

Моей главной ошибкой было то, что я недостаточно категорично предупредил его о том, что первое время расчитывать на быструю прибыль нереально. То есть, я конечно говорил про это. Но обнадёжил в том смысле, что мы конечно попытаемся.

Второй моей ошибкой, меньшей и, кстати повторяющейся со времён «Сайгона», стало то, что сначала я стерпел двоевластие. Мы как-то пытались ужиться в формировании программы с ним вдвоём. Между тем, пожалуйста запомните это те, кто хочет заниматься чем-то подобным, - никогда не идите на то, чтобы работать арт-директором вместе с кем-то ещё. Это не срабатывает никогда.

В какой-то момент, мы уже не смогли делить даты. Одновременно на пятки программы наступал ресторан. То они хотели устроить шумную свадьбу во время тихого барочного концерта. А то - поминки во время весёлого спектакля «Такого театра».

При этом мои гости недоумевали, почему они должны по цене приличного стейка есть у нас шницель с гарниром из обыкновенной магазинной заморозки. И я искренне не знал, что им ответить.

В интернете можно найти несколько плохого качества фото, на которых запечатлён ход восстановления исторического подвала.
В интернете можно найти несколько плохого качества фото, на которых запечатлён ход восстановления исторического подвала.

Ну, а что касается меняющегося отношения Склярского к нашей программе, в какой-то момент в дело вступила его супруга, которая, насколько я помню, решила, что мы своим артистическим анархизмом уводим заведение в сторону от потенциальной прибыльности. И вообще отрываемся за счёт доброго мецената. И что к программе пора применять самые жёсткие, практически фабричные правила учета и контроля рентабельности.

Апофеозом оптимизации стал следующий диалог между Владимиром Александровичем и мной.

ВА: Денис, а вот скажи. Когда музыканты играют у нас концерт, мы же тратим в этот момент больше электричества?

Я: Разумеется. Свет, звук...

ВА: А нет ли смысла, когда мы отдаём им выручку со входа, вычитать из неё эти вот траты?

Я: Владимир Саныч, боюсь артисты меня сочтут за сумасшедшего, а Вас за жмота.

ВА: Ну я не знаю... Не вижу в этом ничего такого. Подумай, пожалуйста на этот счёт. Надо, конечно, ещё понять, как нам эти расходы вычислить.

Я: ...

ВА: Да, и ещё! Они же когда поют, они же наши микрофоны используют? Я бы брал с них за амортизацию.

Я: ???!!!???

Примерно сразу после этого разговора я ушёл из «Бродячей собаки».

Хочу только сказать в завершение важное. Я ни в коем случае не хочу здесь как-то очернить и высмеять прекрасного Владимира Склярского.

Да, безусловно ситуация эта комичная и даже гротесковая. Полноценный анекдот из жизни. Но я так же понимаю, какое это сложное, важное и неблагодарное в основном дело - придумывать, строить и потом тянуть вот такие проекты. Проекты, в которых хочется и заработать и продолжить какое-то важное для вечности дело. Пусть даже вечность у каждого своя. И каждый понимает ее по своему вкусу и усмотрению.