В случае повреждения груза при транспортировке возникает потребность компенсировать ущерб. Соответственно, следует установить виновную сторону и все обстоятельства произошедшего.
Регулирование подобных событий осуществляется нормами статей 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта. В соответствии с законодательством, любое разбирательство конфликтов такого рода подразумевает два обязательных этапа:
- Предъявляется претензия транспортной компании о повреждении груза. Ее направляют заказным письмом, прилагая к ней заполненный акт и иные материалы.
- Подается исковое заявление в арбитражный суд. К нему прилагают всю совокупность доказательных документов и квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины.
Иск подают в тех случаях, когда виновный отказывается возместить урон или предложенная им сумма не удовлетворяет подавшую претензию сторону.
Что может стать причиной порчи груза при транспортировке
Повреждение груза может происходить в результате того, что:
- Неправильно выбрано транспортное средство и способ перевозки. К примеру, для транспортировки замороженных продуктов был использован не рефрижератор, а изотермический фургон. В итоге вся продукция оказалась испорченной.
- В результате механического воздействия, в том числе и вибрации транспортного средства во время движения. Такое может случиться, если упаковка некачественная, грузчики работали небрежно, неправильно размещен или плохо зафиксирован груз.
- ДТП. В случае дорожно-транспортного происшествия, независимо от того, виноват перевозчик или нет, владелец груза предъявит претензии именно ему. После того как транспортная компания компенсирует нанесенный урон, она имеет право подать регрессивный иск к виновнику аварии.
Также нельзя забывать о естественной убыли груза. Для каждого вида продукции законодательство устанавливает конкретные нормы. Если размер ущерба не выходит за их пределы, то предъявить претензию перевозчику невозможно.
Ответственность компании-перевозчика
С момента, как подписан акт о получении груза, ответственность за его сохранность возлагается на перевозчика и экспедитора. Прекращение этой ответственности происходит тогда, когда подписывается акт о передаче продукции грузополучателю.
В случае повреждения товара при транспортировке, вначале определяют, кто виноват. Затем рассчитывают размер ущерба, который должна будет компенсировать виновная сторона. Он может определяться, как:
- Процент от оценочной стоимости груза.
- Количественная оценка урона.
- Также сумма компенсации может рассчитываться, исходя из рыночной стоимости поврежденной продукции.
Транспортная компания не несет ответственности в случае:
- Повреждения груза в результате возникновения непреодолимых обстоятельств.
- Если водителем были приложены все усилия для обеспечения сохранности груза.
- Появления неожиданных ограничений по движению транспортных средств на маршруте, о которых перевозчику было неизвестно.
В такой ситуации ответчик может ссылаться на статью 36 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259.
Что должен сделать грузополучатель, если товар поврежден
В случае если выявлена порча, следует:
- Незамедлительно уведомить о произошедшем перевозчика.
- Составить комиссию для оценки масштаба повреждений и определения нанесенного ущерба.
- Провести фото- или видеофиксацию повреждений.
- Сделать фото путевого листа.
- Разгрузить транспортное средство, отдельно выгружая поврежденный товар.
- Оформить акт о порче груза. В нем должна быть подпись водителя. Если он отказывается, то акт составляют без него, при этом в документе расписываются все члены комиссии.
- С помощью грамотного юриста составить претензию к перевозчику с указанием обоснованного размера компенсации.
- Если в течение месяца транспортная компания не отреагировала, то подается исковое заявление в арбитражный суд.
Акт о порче груза составляют в 3-х экземплярах (по одному экземпляру получают грузоотправитель, перевозчик и получатель). Данный документ служит основанием не только для подачи претензии, но и для списания поврежденных товаров с бухгалтерского учета.