Найти тему
ТК "Норд Вил 24"

Порча груза при перевозке: ответственность и претензии

В случае повреждения груза при транспортировке возникает потребность компенсировать ущерб. Соответственно, следует установить виновную сторону и все обстоятельства произошедшего.

Регулирование подобных событий осуществляется нормами статей 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта. В соответствии с законодательством, любое разбирательство конфликтов такого рода подразумевает два обязательных этапа:

  • Предъявляется претензия транспортной компании о повреждении груза. Ее направляют заказным письмом, прилагая к ней заполненный акт и иные материалы.
  • Подается исковое заявление в арбитражный суд. К нему прилагают всю совокупность доказательных документов и квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины.

Иск подают в тех случаях, когда виновный отказывается возместить урон или предложенная им сумма не удовлетворяет подавшую претензию сторону.

Что может стать причиной порчи груза при транспортировке

Повреждение груза может происходить в результате того, что:

  • Неправильно выбрано транспортное средство и способ перевозки. К примеру, для транспортировки замороженных продуктов был использован не рефрижератор, а изотермический фургон. В итоге вся продукция оказалась испорченной.
  • В результате механического воздействия, в том числе и вибрации транспортного средства во время движения. Такое может случиться, если упаковка некачественная, грузчики работали небрежно, неправильно размещен или плохо зафиксирован груз.
  • ДТП. В случае дорожно-транспортного происшествия, независимо от того, виноват перевозчик или нет, владелец груза предъявит претензии именно ему. После того как транспортная компания компенсирует нанесенный урон, она имеет право подать регрессивный иск к виновнику аварии.

Также нельзя забывать о естественной убыли груза. Для каждого вида продукции законодательство устанавливает конкретные нормы. Если размер ущерба не выходит за их пределы, то предъявить претензию перевозчику невозможно.

Ответственность компании-перевозчика

С момента, как подписан акт о получении груза, ответственность за его сохранность возлагается на перевозчика и экспедитора. Прекращение этой ответственности происходит тогда, когда подписывается акт о передаче продукции грузополучателю.

В случае повреждения товара при транспортировке, вначале определяют, кто виноват. Затем рассчитывают размер ущерба, который должна будет компенсировать виновная сторона. Он может определяться, как:

  • Процент от оценочной стоимости груза.
  • Количественная оценка урона.
  • Также сумма компенсации может рассчитываться, исходя из рыночной стоимости поврежденной продукции.

Транспортная компания не несет ответственности в случае:

  • Повреждения груза в результате возникновения непреодолимых обстоятельств.
  • Если водителем были приложены все усилия для обеспечения сохранности груза.
  • Появления неожиданных ограничений по движению транспортных средств на маршруте, о которых перевозчику было неизвестно.

В такой ситуации ответчик может ссылаться на статью 36 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259.

Что должен сделать грузополучатель, если товар поврежден

В случае если выявлена порча, следует:

  • Незамедлительно уведомить о произошедшем перевозчика.
  • Составить комиссию для оценки масштаба повреждений и определения нанесенного ущерба.
  • Провести фото- или видеофиксацию повреждений.
  • Сделать фото путевого листа.
  • Разгрузить транспортное средство, отдельно выгружая поврежденный товар.
  • Оформить акт о порче груза. В нем должна быть подпись водителя. Если он отказывается, то акт составляют без него, при этом в документе расписываются все члены комиссии.
  • С помощью грамотного юриста составить претензию к перевозчику с указанием обоснованного размера компенсации.
  • Если в течение месяца транспортная компания не отреагировала, то подается исковое заявление в арбитражный суд.

Акт о порче груза составляют в 3-х экземплярах (по одному экземпляру получают грузоотправитель, перевозчик и получатель). Данный документ служит основанием не только для подачи претензии, но и для списания поврежденных товаров с бухгалтерского учета.