Найти тему
Живопись, корми!

Они уже здесь. Роботы-художники.

Фото с сайта Алексея Лянгузова. Портрет Хью Лори. На этом изображении испытывался прототип механизма по нанесению масляной краски на холст.
Фото с сайта Алексея Лянгузова. Портрет Хью Лори. На этом изображении испытывался прототип механизма по нанесению масляной краски на холст.

Еле дождалась окончания длинных выходных, чтобы поделиться с вами новостью, заслуживающей внимания. Изобретён робот, самостоятельно - но в рамках заданного алгоритма - создающий живописные картины.

На тему возможности создания арт-объектов искусственным интеллектом написано и сказано немало. Прежде всего приходит на ум Дэн Браун и его Уинстон из «Происхождения» и Виктор Пелевин и его Жанна из “iPhuck10”. Писатели non-fiction тоже не отстают: Юваль Ной Харари в книге «Homo Deus» описал возможность создания предметов искусства роботами уже в недалёком будущем. Политолог Екатерина Шульман и нейролингвист Татьяна Черниговская, напротив, считают, что творческая сфера жизни человека останется его исключительной прерогативой. (Все ссылки ищите в конце статьи).

"Настоящее искусство – это выражение невыразимого, того, без чего жизнь неполна. Есть что-то, что остаётся за пределами слов и красок." Евгений Водолазкин, современный писатель.

Наш соотечественник, инженер из города Волгодонска Ростовской области Алексей Лянгузов в течение 11 лет разрабатывал "художника с искусственным интеллектом (ИИ)" – робота, способного писать картины по заданным алгоритмам, привнося элементы случайности, хаотичности, свойственные человеку. Результат своей работы изобретатель представил на личном сайте в 2019 году. Автор робота-художника даже ввёл в оборот термин «генеративное искусство». Генеративным называют «искусство, созданное с помощью автономной системы. Инструмента, способного вносить случайность в работу художника, но автор самостоятельно дозирует величину этой случайности. »

Предвидя критику такого алгоритмического подхода к таинству творчества, из всех биологических существ доступного лишь человеку, А.Лянгузов подробно описывает свою философию, стоящую за использованием робота в нелёгком труде художника.

"Самое тяжёлое орудие труда, когда-либо изобретённое человеком, - кисть художника." Игорь Сахаров, современный художник.

С одной стороны, А.Лянгузов сравнивает использование роботизированной «руки» со спирографом, аэрографом и пр. Если художник может взять линейку, почему он не может воспользоваться «сложной кинетической машиной, преобразующей колебания ветра и звука в движения кистью»? Алексей Лянгузов полагает, что художники, как и представители других профессий, имеют право пользоваться достижениями научно-технического прогресса для облегчения своего труда. Мнение, что инструменты художника - это кисти, краски, холсты, а всё, что сверх этого - перестаёт быть чистым искусством, инженер считает «средневековым». Он приглашает единомышленников вместе преодолевать такой подход, пока главенствующий в обществе.

Фото с сайта Алексея Лянгузова. Портрет по фото, тиснёная бумага А3, шариковая ручка, робот.
Фото с сайта Алексея Лянгузова. Портрет по фото, тиснёная бумага А3, шариковая ручка, робот.

С другой стороны, автор робота-художника отметает критические замечания относительно того, что компьютер воспроизводит что-то уже созданное, и не привносит своё видение, как художник-человек. Мол, это не искусство, а механическое паразитирование на существующих произведениях искусства.

Алексей Лянгузов возражает: «Машина и человек обмениваются опытом, который приводит к чему-то значимому и достойному внимания. На данный момент однозначно можно утверждать только то, что в реалиях 2020 года ни одна машина не способна создать произведение искусства полностью автономно, без участия человека-художника.»

Как бы то ни было, произведения искусства, успешно созданные с использованием искусственного интеллекта, - это реальность нашего времени. На сайте Алексея Лянгузова приведены фотографии готовых картин… и даже предложение заказать портрет у робота!

Предлагаю обсудить в комментариях эту нашу новую реальность. Как вы относитесь к «делегированию» части своей работы роботизированной «руке»? В реализации любой творческой задумки всегда есть часть механической работы, передав которую искусственному интеллекту, художник высвободит время для вдохновения и творчества.

" Самое ценное в живописном творчестве есть цвет и фактура — это живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюжетом. Как Эдисон не может возвратиться к первобытной технике изображения, так и новое искусство не может прийти к Рубенсу, Рембрандту и Сезанну. Придется массам все же разбираться в нем, как астроному с новым явлением в астрономическом пространстве, и учиться оперировать более сложными числами, нежели число пальцев на руках и ногах." Казимир Малевич, художник.

Лично меня смущает такой момент: робот А.Лянгузова «работает» в сфере репрезентативного искусства. Однако последние 150 лет искусство не занимается репрезентацией, а изображает то, что не является непосредственно ощутимым, и не собирается возвращаться обратно, к сюжетам и предметам окружающего мира. Помогут ли роботы с ИИ художникам, работающим в сфере так называемого современного искусства?

За тему спасибо Кире Малиновской.

Читать по теме:

Художник и технические новинки

Бум спроса на занятия творчеством. Причины и последствия

«Разбираться» в современном искусстве, не участвуя в его заговоре, нельзя...

«Мой ребёнок тоже так может!»

Лянгузов и Роботы. Сайт Алексея Лянгузова.