Найти в Дзене
zabobon.ua

Она щеголяла в брючном костюме и рассекала в жигулях, а в творчестве старалась держаться рамок соцреализма

Более советского художника чем она надо было еще поискать. Возможно, в этом был её единственный шанс в пантеон великих советских мастеров, поверить в то, что социалистическая реальность не так уж плоха. Правда, пришлось забыть и не вспоминать о попытках отца вывезти семью заграницу, о его происхождении из поповской семьи, да и собственная тяга ко всему новому и необычному на долгие годы стала чем-то вроде второй, тайной стороны личности. Татьяна Яблонская вошла в жизнь каждого советского школьника картинами "Хлеб" и "Утро". Они словно дополненная реальность, компенсировала всё, чего не хватало в повседневном советском быту: благополучие, задор, оптимизм... Собственно, даже не известно, кого больше она призывала к медитации и вере в то, чего не было - зрителя или себя. Её детство было по-настоящему счастливым. Да, не повезло родиться через несколько месяцев после большевистского переворота. Но были заботливые родители, которые создавали для детей особый красочный мир, где не было места

Более советского художника чем она надо было еще поискать. Возможно, в этом был её единственный шанс в пантеон великих советских мастеров, поверить в то, что социалистическая реальность не так уж плоха. Правда, пришлось забыть и не вспоминать о попытках отца вывезти семью заграницу, о его происхождении из поповской семьи, да и собственная тяга ко всему новому и необычному на долгие годы стала чем-то вроде второй, тайной стороны личности.

Работа над картиной "Хлеб"
Работа над картиной "Хлеб"

Татьяна Яблонская вошла в жизнь каждого советского школьника картинами "Хлеб" и "Утро". Они словно дополненная реальность, компенсировала всё, чего не хватало в повседневном советском быту: благополучие, задор, оптимизм... Собственно, даже не известно, кого больше она призывала к медитации и вере в то, чего не было - зрителя или себя.

Её детство было по-настоящему счастливым. Да, не повезло родиться через несколько месяцев после большевистского переворота. Но были заботливые родители, которые создавали для детей особый красочный мир, где не было места классовой борьбе и экспроприации - только уютные новогодние праздники, семейное воспитание и радость жизни. В Смоленске семья потомка литовских шляхтичей пробавлялась учительством. А когда две девочки и сын подросли встал вопрос о переезде - ни ему, ни жене (её отец был чиновником, дослужившимся до дворянина) никто бы не простил социально чуждое происхождение. Единственное, что могло спасти - новая обстановка и незнакомые люди. Плюс радикальное решение проблемы - выезд за пределы СССР. С этой целью Яблонские и перебрались в Одессу. Далеко от границы путь на Румынию выглядел обнадеживающе, а при ближайшем рассмотрении оказался уже отрезанным. Для эмиграции пришлось искать другие варианты. Западные регионы Украины, казалось, принесут спасительную свободу. Но и там ожидало разочарование. Пришлось встраиваться в советскую жизнь более основательно. Яблонские селятся в Луганске, где Таня с сестрой погодкой Леной получает аттестат зрелости.

Семья Яблонских
Семья Яблонских

Они обе ждали этого момента и обе поступают в Киевский художественный университет. Татьяна демонстрирует фантастическую работоспособность. Она словно старается доказать педагогам, что может и должна быть лучше других. И серьёзную заявку на это делает уже в годы студенчества. Яблонская первая удостаивается персональной выставки в стенах ВУЗа, её этюдам даёт высокую оценку Грабарь. Правда, планам быстрого обретения имени и стиля не суждено было сбыться. Да что там стиль, только созданную художественную семью с Сергеем Отрощенко Вторая мировая разносит по разным уголкам страны. Он в привычном качестве - при фронтовом доме офицеров, она, беременная - в Саратовской деревне: пашет, сеет, молотит, одним словом управляется со всеми видами работ, которые взвалила на женские плечи война.

Потом, когда эхо сражений откатиться глубоко на Запад она поспешит в свой любимый Киев. Надо было восстанавливать не только мастерство, но и дипломную работу. Ею, как и многими другими полотнами выпускников, в моменты вражеских налётов затемняли окна. Татьяна быстро наверстывает упущенное и тут же сталкивается с не менее острой проблемой - профессионального и нравственного выбора. Великая победа осталась ярким воспоминанием, но простая повседневная жизнь словно молотом норовит свалить с ног.

Татьяна Яблонская
Татьяна Яблонская

Голод 1947 года словно вопит о нравственном долге художника - выговорится, дать полную картину социального коллапса. Но перед глазами есть не менее страшный пример: в том же году в Ирпене под Киевом умирает больной и опальный учитель Федор Григорьевич Кричевский. И это не просто признанный художник, это основоположник современной школы украинской живописи. Кажется именно тогда она и сделала выбор - показывать яркую, внесоциальную жизнь, каким бы тусклым ни был исторический фон.

Хлеб, Татьяна Яблонская
Хлеб, Татьяна Яблонская

Украина становится для неё не просто домом, она живет и дышит культурой народа, его традициями... Яблонская буквально горит желанием увидеть всё это изнутри. Поэтому когда курс с её учениками едет на практику в один из передовых колхозов республики, Татьяна словно ждёт повода присоединиться к ним. Юные дарования не разглядели нужных характеров и композиций, им подавай что-то априори яркое и сочное, а не героев битвы за урожай. Вот и приходится Татьяне Ниловне отправляться вслед, выручать погрузившихся в пучину формализма воспитанников. Теперь и не скажешь точно, чего было больше в её картине "Хлеб" - изначально продуманного замысла или экспромта, вызванного желанием вразумить неокрепшие души. Но получилось поистине эпическое полотно, достойное не только больших выставок, но и взора вождя. Не случайно первая Сталинская премия падает в копилку заслуженным гонораром.

На старте, Татьяна Яблонская
На старте, Татьяна Яблонская

Успех не только окрыляет, он сметает завистников и услужливых критиков. Они лишь несколько месяцев тому обвиняли автора в увлечении импрессионизмом. Конкретным объектом нападок стала картина "На старте". Впрочем, сама художница, словно шарахаясь от призраков настоящего, поспешила признать ошибки и пообещать остепениться.

Что ж, выбор всегда есть, не всегда только он даёт возможность расти профессионально. Многие летописцы её творчества с вызовом замечают, дескать, как ни старалась в дальнейшем, Яблонская не смогла повторить успех "Хлеба". Вторая Сталинская премия за картину "Весна" не в счет, нет мол такого же накала эмоций и глубины. Но тут можно сказать только одно: любое искусство - вкусовщина, То, что не нравится одному, другому покажется вдохновляющим шедевром.

Утро, Татьяна Яблонская
Утро, Татьяна Яблонская

И в этом плане характерна история, связанная с картиной "Утро". В квартирах и общежитиях граждан СССР она стала частью маленьких домашних галерей в виде вырезок из журнала "Огонёк". Но это лишь малая часть успеха художницы. Эта вырезка стала воплощением мечты и путеводной звездой мальчика Арсена из тогдашней столицы Казахстана Алма-Аты. Подростком он повесил её над своей кроватью, а юношей приехал в Москву учиться на такого же мастера палитры как и Яблонская. Кто бы мог подумать, что его пути пересекутся с дочерью художницы Еленой, это она позировала для матери. А вот случилось же! Свой портрет в картине "Утро" Елена Яблонская увидела тогда, когда приехала знакомиться с роднёй будущего мужа. Такие истории называют совпадениями. Но в стране, где силами пропаганды сказку делали былью случайностей не бывает. Сила поэтизированных образов Яблонской не только вдохновляла, она вела к цели.

Среди учеников
Среди учеников

Свою цель, до конца оставаться в искусстве, она реализовала в полной мере. Блеск красок и легкость бытия в картинах Яблонской со временем не притупились. К ним лишь добавились мудрость и вечный поиск. Художница много ездит по Западной Украине. Эти поездки дают обильную пищу для новых образов и картин. И это уже не социалистический реализм, тут до тлетворного влияния Пикассо и других буржуазных разрушителей канонов один шаг. А раз так, то и подход к её творчеству другой. Непонятные слова и термины советская номенклатура всегда клеймит и возводит в ранг предательства. Вот и Татьяне Ниловне ничего не остаётся как побывать в шкуре националиста.

В мастерской художницы
В мастерской художницы

Оставаться независимой в творчестве в то время и в той стране было ох как не просто. Но она с лихвой компенсировала этот недостаток эмансипацией в личной жизни. Татьяна прожила 11 лет с первым мужем и, не выдержав его ревности к славе, просто сказала "Хватит!" Немногим меньше понадобилось времени, чтобы понять: второй брак с художником из Еревана был счастливым моментом, но не судьбой.

На один из своих гонораров она обзавелось заграницей брючным костюмом, ей по душе был этот стиль и строгий мужской силуэт. Плевать, что подобный дресс-код не поощряли нравы советского быта. Позднее, уже на более щедрые премиальные, купила первую модель жигулей и для пленэра в любой точке Украины ей больше не нужен был общественный транспорт, только ключ от замка зажигания.

Лето, Татьяна Яблонская
Лето, Татьяна Яблонская

Время свободы в творчестве пришло для неё слишком поздно. Конец 90-х годов - начало 2000-х - вот где рождались сюжеты и творилась история! А ей оставались лишь стены квартиры - инсульт ограничил движения и парализовал правую руку. Впрочем, она не оставляла кисти - освоила пастель, научилась писать левой рукой. Её главной темой стали пейзажи за окном квартиры, натюрморты из подручной посуды...

Ушла Татьяна Яблонская как настоящий мастер, только-только завершив очередное полотно.