Найти в Дзене
Максим Rebuser

THE BEATLES: PLEASE PLEASE ME (1963)

Album Rating = 5

1) I Saw Her Standing There 2) Misery 3) Anna (Go With Him) 4) Chains 5) Boys 6) Ask Me Why 7) Please Please Me 8) Love Me Do 9) P.S. I Love You 10) Baby It's You 11) Do You Want To Know A Secret? 12) A Taste Of Honey 13) There's A Place 14) Twist And Shout.

Сперва об обложке. Признавайтесь, кому она уже жутко приелась? Я первый поднимаю здесь руку. Т.к. я уже сбился со счета, сколько обложек других групп ее скопировали. Касательно музыки. Это начало. И это совсем простенько. Никакого богатого и/или изысканного инструментального звучания. Максимально упрощенные мелодии. И так как они являлись главным коньком группы уже с самого начала, именно от силы, гармоничности и узнаваемости мелодии зависел весь успех песни. Ну по крайней мере в начале карьеры точно. Это значит, что если мелодия "провалилась", то ничем другим песню вытянуть было уже невозможно. Ни атмосферой, ни инструменталом, ни стильностью... Ничем. Но, к счастью, ребятки уже с самого начала демонстрировали реальные зачатки композиторского таланта (хотя тексты сейчас по понятным причинам оставим в покое). И в этой примитивности их мелодий есть как плюсы, так и минусы. Плюсы заключаются в некой их очаровательной наивности, свежести и беспечности. Особенно если сравнивать их песни со всем, что будет выпущено в последующие 10-летия. Я уж молчу про современность. Слушая все это, вы как-будто вдыхаете глоток свежего и по-настоящему чистого воздуха. К тому же, не исключаю, что вся эта упрощенная мелодика может быть интересна и с чисто исторической точки зрения. Да, вот так сочиняли в начале 60-х. И это было классно:). Минусы такого композиторского подхода, думаю, тоже очевидны: эти песенки способны надоедать, и надоедать довольно быстро. И, разумеется, пока не ищите в них никакой сущностной глубины. К тому же в то время просто не полагалось выпускать альбомы без каверов (хм, а может даже и вообще выпускать АЛЬБОМЫ). Засим, доля чужих песен тут довольно высока.

В начале обратимся к удачным в мелодическом плане вещам. К примеру, первой песне с Полом на вокале, где вы впервые знакомитесь с его гнусавым голосом. Под скромненькие подергивания гитарок и заводной для того времени ритм (хотя и не слишком подкрепленный басами) Пол вещает свою уже ставшую мегаклассикой мелодию, под которую до сих пор, как оголтелые, балдеют многие их фанаты. Хммм...ну я думаю, тут больше дело в самих текстах, нежели в мелодии. Misery можно лишь условно отнести к запоминающимся песням отсюда. Да, мелодия вроде ничего, но все же как-то неубедительно. А затем назрел первый по курсу кавер Anna. А вот это уже хотя бы минимально интересно, т.к. тут уже присутствует какая-никакая атмосферка, которую создают задумчивые меланхоличные гитарные переборы. Вокал Джона звучит также прикольно. Поэтому оригинал этой вещи от некоего А. Александера слушать не планирую, чтобы не разочароваться в нем.:) А к достоинствам одноименной с альбомом песни я бы отнес этот крайне жизнеутверждающий (но, как не парадоксально, и с некими грустными интонациями), наивный и "счастливый" гармошечный проигрыш, имитирующий и основную вокальную мелодию тут. В следующей за этим Love Me Do подобный проигрыш также очень притягателен. Хотя в целом эта песня наверно даже проще молекулы:). Но мелодия все же цепляет, это отрицать нельзя. Схожая ситуация и с P.S. I Love You. Хотя тут имеем уже немного "усложненную", по сравнению с прошлой, мелодию. Да, это хотя бы уже не единственный вокальный рефрен. И мелодия тут по-прежнему такая милая грустноватая "лапочка":). Do You Want To Know A Secret?, - и снова примитивненькая, но мгновенно запоминающаяся мелодия. А как вам эти нежные культурные "оптимистические" хоры на фоне? Хотя судя по интонации самого голоса Джонни, думаю, что он всегда принадлежал к типу "хулиган". Многих также может начать несколько раздражать это его произнесение некоторых слов: например "tell" он выговаривает как "цэлл". А также и глуповато выделяет слово "ear". Да, Джон скорее всего был хулиганом в детстве. И его дикий надрывный вокал-крик из финального номера практически полностью меня в этом убедил. Geee....подозреваю, что благодаря такой вокальной подаче это была одна из самых первых действительно ломовых рок-н-ролльных песен в истории. Ибо энергетика по тем временам тут просто зашкаливает. А еще кроме вокала тут всех (читай, девиц-подростков) обычно заводило это волнительное и нагнетающее напряжение предприпевное вступление в виде карабкающегося ввысь "аа-ааа---ааа...."-рефрена. Хотя опять же чисто инструментально номер просто до безобразия прост и его под силу сыграть любому любительскому школьному ансамблю. Nevertheless...этот номер был даже однажды сыгран перед королевской особой. Которая, по-видимому, больше уже не могла игнорировать начинающуюся в стране битловскую истерию и решила лично ознакомиться с этим "фенО(?)мЕ(?)ном". В результате она оказалась в первом (а на каком еще??) ряду на одном из их концертов. Возможно даже с моноклем. И хотя я не могу знать ее впечатлений от диких воплей Джонни из упомянутой выше песни и беснующихся толп малолеток позади, но могу предположить, что аккуратненький вылизанный внешний вид группы пришелся ей вполне по душе. Ну знаете, все эти культурненькие пиджачки, галстучки, прически и т.д. Эх....почему все последующие группы в истории не одевались также? Поэтому в целом не думаю, что группа расстроила знатную особу так же, как когда-то Sex Pistols.

Все остальные песни отсюда не удались. По причине, о которой я уже многократно упоминал выше, а именно: мелодии там НЕзапоминающиеся. Например, переработка песни Цепи вышла блеклой и скучноватой. Да, потому что сама мелодия тут невыразительная. Хотя о хоровом взаимодействии ребят конечно ничего плохого сказать нельзя. Оно звучит вполне традиционно стильно, весело и простоватенько-наивно. На главный вокал тут был брошен Джордж. Голос которого довольно сильно смахивает на ленноновский, так что я даже частенько их путаю. Да, это вам не моментально узнаваемый высокий "приличный" гнусавый вокал Пола, который в ранние времена реально выглядел, как немного "с дуба рухнувший".....ну знаете, эти его вечно выпученные как бы в немом изумлении глаза, открытый рот и т.д.:). Да, эта скорей всего напускная сценическая гипер-наивность Пола просто поражала. Но вернемся к альбому, который получился реально демократичным. Ведь даже Ринго подал тут голос в Boys, - уже более зажигательном рок-н-ролльчике, чем Chains. Вокал Ринго конечно не завораживает, но все же определенно обладает большей уникальностью, чем у Джорджа. И в целом он больше похож на голос Пола. Вот и выбирайте сами, какая группа вам больше по душе в вокальном плане, - "хулиганов" (Дж-Дж), или "ботаников" (Пол-Ринго) :). Еще из каверов тут, - Baby It's You. Сей номер также вряд ли войдет в ваш список "Greatest Hits" от Битлз. Да, у группы определенно с самого начала лучше удавались именно вещи собственного сочинения. Но ранний этап развития на то и ранний, чтобы изобиловать каверами. Но в сочинении своих классных номеров тоже надо было еще "набить руку". Поэтому неудивительно, что в начале ляпы случались и в оригинальных песнях Джона/Пола. Пример: Ask Me Why. Ведь легко можно подумать, что это тоже кавер, т.к. там не проглядывается той знаменитой мелодической индивидуальности группы. То же можно написать и о There's A Place. Поэтому тренируемся сочинять как можно больше своего и по минимум злоупотребляем чужим материалом. И будет вам счастье.