Найти в Дзене

Что такое трансфертное ценообразование?

Под трансфертным ценообразованием понимается процесс образования специальной, то есть отличающейся от рыночной, цены на товары или услуги, действующей при финансовых операциях между взаимосвязанными лицами.

В случае оформления сделок между независимыми контрагентами взаимные обязательства диктует рынок – стоимость зависит от качества предлагаемых товаров, их себестоимости, спроса и пр. Если же компании являются аффилированными, у них есть возможность заключить соглашение на таких условиях, которые помогут перераспределить прибыль, снизив тем самым налоговое бремя.

Допустим, производитель поставляет продукцию индивидуальному предпринимателю или организации, которая вправе работать по упрощённой системе налогообложения. В контракте прописывается цена, которая ниже себестоимости товара. Формально компания-поставщик несёт убытки, следовательно, освобождается от взносов в пользу государства, которыми облагается прибыль. Контрагент, который приобрёл продукцию, реализует её по рыночной цене, но его налоговое бремя существенно меньше той налоговой нагрузки, которую понесла бы компания, если бы вышла на конечных покупателей самостоятельно. Сделку между взаимозависимыми лицами в описанной ситуации можно рассматривать как путь к оптимизации налоговой нагрузки.

Трансфертное ценообразование возможно и в тех случаях, когда стоимость контракта, заключаемого взаимосвязанными партнёрами, существенно выше рыночной. Например, если производитель конечной продукции будет приобретать сырьё по завышенной цене, а реализовывать продукцию по рыночным расценкам, его прибыль будет минимальной. Зато выручка компании, специализирующейся на поставках сырья, окажется велика и впоследствии будет перераспределена между игроками.

Таким образом, трансфертное ценообразование выгодно тем партнёрам, которые работают в рамках разных режимов налогообложения. Например, один из контрагентов может быть членом особой экономической зоны, участником регионального инвестиционного проекта и так далее. Международные холдинги для сокращения налоговой нагрузки стремятся перевести капитал в зоны с низкой налоговой нагрузкой.

Органы налогового надзора делают всё возможное, чтобы сузить возможности сокращения налоговой нагрузки за счёт заключения сделок между аффилированными структурами. Внимание контролирующих структур привлекают операции между взаимозависимыми лицами. Такой статус имеют партнёры, отвечающие 11 перечисленным в Налоговом кодексе признакам (критерии основаны на степени прямого или косвенного участия в капитале, профессиональных и родственных связях и т. п.).

Сделки между взаимозависимыми лицами, соответствующие ряду параметров, рассматриваются как контролируемые: о данных договорах нужно уведомлять налоговые органы до 20 мая календарного года, который следует за годом заключения договора. Список основных признаков контролируемых сделок можно посмотреть в ст. 105.14 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Автор: вице-президент QBF Владимир Масленников