Найти в Дзене
Заметки Дилетанта

Новый ледокольный флот для Северного морского пути

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемый читатель!

Атомный ледокол «50 лет Победы» проекта 10521
Атомный ледокол «50 лет Победы» проекта 10521

В связи с большими планами по развитию Северного морского пути, в России приступили к строительству новых ледоколов для обновления существующего ледокольного флота. Сейчас на просторах Арктики трудятся 4 атомных ледокола, последний из которых был спущен на воду ещё в 1993 году, а его строительство было завершено только в 2007 году. Практически все действующие атомные ледоколы выработали свой ресурс на модернизацию и продления срока эксплуатации.Также руководством страны перед Ростатомом, как оператором Северного морского пути, была поставлена задача по наращиванию транзита через арктические воды и созданию соответствующей инфраструктуры.

Для подвоза строительных материалов для новых инфраструктурных проектов и проводки коммерческих транспортов по Северному морскому пути в России реализуют два проекта атомных ледоколов, это проект 22220 типа ЛК-60Я и более мощный проект 10510 шифр «Лидер» типа ЛК-120Я. Помимо гражданских атомных ледоколов, для нужд военно-морского флота предусматривается строительство дизельных универсальных патрульных кораблей арктической зоны ледового класса по проекту 23550 шифр «Арктика», в отечественных СМИ наречённых «Боевыми ледоколами». Теперь подробнее о каждом проекте.

Проект 22220 тип ЛК-60Я

Атомный ледокол "Арктика" проект 22220 тип ЛК-60Я
Атомный ледокол "Арктика" проект 22220 тип ЛК-60Я

Новый тип российских атомных ледоколов оборудованный двумя реакторными установками РИТМ-200 с мощностью 60 МВт (81 500 л.с.) на валах. Ледокол должен преодолевать лёд толщиной в три метра. Данный тип ледоколов должен прийти на смену проектам «Арктика» и «Таймыр». В отличии от предшественников, новый ледокол спроектирован с возможностью изменения осадки, что позволяет одинаково эффективно работать в морской и прибрежной зоне, а также проводить караваны судов по сибирским рекам. Данная возможность делает ледокол более эффективным, с экономической точки зрения, относительно его предшественников. Основная задача ледоколов данного типа заключается в обслуживании Северного морского пути и Арктических экспедиций.

Запланировано строительство пяти ледоколов на мощностях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. В 2016 году был спущен на воду первый из серии ледокол, ему присвоено имя «Арктика». Завершение строительства и сдача ледокола заказчику несколько раз переносилось. В первую очередь это связанно с украинским кризисом 2014 года, который повлёк задержки в поставке турбогенераторов для ледокола и потребовал создание отечественной производственной линии для решения данного вопроса. Последний перенос сроков сдачи связан с аварией, произошедшей 4 февраля 2020 года во время испытания системы электродвижения. На данный момент на воду спущено 3 ледокола, которые находятся в разной степени готовности.

Проект 10510 шифр «Лидер» типа ЛК-120Я

Атомный ледокол проекта 10510 шифр «Лидер» типа ЛК-120Я
Атомный ледокол проекта 10510 шифр «Лидер» типа ЛК-120Я

Проект перспективных российских атомных ледоколов, оборудованных двумя реакторными установками РИТМ-400 с мощностью 120 МВт (163 000 л.с.) на валах. Должен преодолевать лёд толщиной в 4,3 метра. В отличии от универсального проекта 22220 тип ЛК-60Я основной задачей для ледоколов проекта «Лидер» ставиться проведение крупнотоннажных судов по Северному морскому пути.

Планируется построить три ледокола проекта «Лидер». Строительство должно начаться в 2020 году на мощностях дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» в Большом камне (Приморский край). Завершение строительство и ввод в эксплуатация первого ледокола назначено на 2027 год.

Универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса проекта 23550 шифр «Арктика»

Патрульный корабль «Иван Папанин» проекта 23550
Патрульный корабль «Иван Папанин» проекта 23550

Проект российского патрульного корабля для Арктики использующего для главной энергетической установки четыре дизель-генератора 28-9ДГ «Коломенского завода» мощностью по 3,5 МВт. Должен преодолевать лёд толщиной 1,7 метра. Корабль спроектирован таким образом, что может выполнять поставленные задачи в любых климатических условиях. Заказчиком кораблей выступает Военно-морской флот РФ. Основная задача, которую будут решать боевые ледоколы, это защита интересов России в Арктическом регионе.

Корабль вооружён:

  • 1 × 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА
  • 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр-К» (по 4 КР типа 3М-54, 3М-14 «Калибр» или 2 контейнерные пусковые установки (по 4 ПКР «Уран» Х-35У).

На борту предполагается размещение дополнительного оборудования, такого как, буксирная лебёдка с тягой около 80 тонн и два грузовых крана с грузоподъёмностью 28 тонн каждый.

Строительство кораблей ведётся на мощностях АО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Планируется построить два корабля. Первый корабль данного проекта, получивший название «Иван Папанин», был спущен на воду в 2019 году. Завершение строительства назначено на 2023 год. Спуск на воду второго корабля, получившего название «Николай Зубов», запланировано на 2023 год, с передачей заказчику в 2024 году.

В СМИ появилась информация, что в марте 2020 года «Выборгский судостроительный завод» подпишет контракт на строительство двух кораблей проекта 23550 для Пограничной службы ФСБ. Планируется, что корабли будут переданы заказчику уже в 2024 году.

Спасибо за внимание!

Строительство сухого дока на верфи "Звезда"
Строительство сухого дока на верфи "Звезда"
П.С.
Глобальные климатические изменения привели к снижению стоимости добычи природных ресурсов в Арктике. Данное обстоятельство привлекло крупные нефтегазовые компании, которые готовы вкладываться в развитие региона. Для успешной реализации проектов в Арктике требуется современный флот, который без опоры на мощную промышленность и современные верфи не построить. Результаты первых, робких шагов в правильном направлении мы уже видим сейчас, на примере реализации проектов новых атомных ледоколов и модернизации судостроительного комплекса «Звезда», на территории которого строится крупнейший сухой док в России, который в будущем позволит строить крупнотоннажные суда без привлечения зарубежных промышленных мощностей.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк!)))

Смотрите также:

Другие новости канала Заметки Дилетанта