1. Побег из Колдица
Колдиц был одним из самых известных лагерей для военнопленных офицеров во время Второй Мировой войны. Лагерь располагался в замке Колдиц, находившемся на скале, возвышающейся над городом Колдиц в Саксонии. Было несколько удачных попыток побега из Колдица, но одна история заслуживает особого внимания.
Идея одной из самых амбициозных попыток побега из Колдица принадлежит двум британским летчикам Джеку Бесту (Jack Best) и Биллу Голдфинчу (Bill Goldfinch), которые оказались в этом лагере после побега из другого лагеря для военнопленных. Идея была в том, чтобы соорудить двухместный планер по частям.
Планер был собран летчиками на нижнем чердаке над часовней, и должен был быть запущен с крыши, чтобы пролететь через реку Малд, которая находилась приблизительно на 60 метров ниже. Офицеры, которые принимали участие в проекте, соорудили ложную стену, чтобы скрыть тайное место на чердаке, где они медленно строили планер из украденных деревянных брусочков.
Поскольку немцы привыкли искать подземные пути побега, а не тайные мастерские, летчики чувствовали себя в безопасности. Сотни ребер летательного аппарата в основном были сооружены из постельных реек, но заключенные не брезговали любым другим куском дерева, который они могли достать. Лонжероны крыла были сделаны из досок пола. Провода для управления аппаратом они достали из электрической проводки в неиспользуемой части замка.
Чтобы изучить и проверить схемы и расчеты, выполненные Голдфинчем, был приглашен эксперт по планерам Лорн Уэлч (Lorne Welch). Несмотря на то, что в реальной жизни планер так ни разу и не взлетел, в 2000 году была построена его копия для документального фильма "Побег из Колдица", в котором Джон Ли с первой попытки взлетел и прибыл на место назначения.
В то время, как Бэст и Голдфинч так и не бежали из лагеря, потому как лагерь был освобожден союзниками как раз в тот период, когда планер был уже почти готов, этот способ побега, безусловно, был самым интересным и инновационным.
2. Великий Побег
Сталаг Луфт III (Stalag Luft) был лагерем для военнопленных во время Второй Мировой войны, в котором находился захваченный в плен персонал воздушных сил. В январе 1943 года Роджер Башэл (Roger Bushell) разработал схему побега из лагеря. План состоял в том, чтобы вырыть три глубоких тоннеля под кодовым названием "Том", "Дик" и "Гарри". Место входа в каждый тоннель было тщательно продумано, чтобы охранники лагеря не сумели их обнаружить.
Для того, чтобы защитить тоннели от обнаружения с помощью микрофонов, они были очень глубокими и находились на глубине 9 метров. Сами тоннели были очень малы (0,37 квадратного метра), хотя для воздушного насоса были вырыты сравнительно большие камеры, а также в каждом тоннеле были посты. Песчаные стены тоннелей были укреплены деревянными брусочками, найденными по всему лагерю.
По мере роста тоннелей, ряд технических новшеств сделал работу легче и безопаснее. Одним из важнейших вопросов было обеспечение копающих достаточным количеством кислорода, чтобы они могли работать и держать свои фонари. Были сооружены насосы, которые подталкивали свежий воздух по системам воздуховодов в тоннелях.
Позднее было установлено электрическое освещение, подключенное от лагерной электросети. Более того, проходчики установили небольшие вагонные системы, которые ускоряли перемещение песка. Это были такие же системы, которые использовались раньше во время горных работ. Рельсы были ключевой фигурой, по которой переместилось 130 тонн материалов за пять месяцев, это, безусловно, сократило время, которое понадобилось проходчикам для окончания работы.
"Гарри" был окончательно готов в марте 1944 года, но к тому времени американские заключенные, некоторые из которых работали особенно усердно над копанием тоннеля, были перемещены в другое соединение. Заключенные должны были ждать около недели безлунной ночи, чтобы они могли остаться под прикрытием полной темноты.
Наконец, в пятницу, 24 марта, побег начался. К сожалению для заключенных, тоннель оказался слишком коротким. Планировалось, что выход из тоннеля будет в лесу, но он оказался практически у самого входа в лес. Несмотря на это, 76 мужчин ползли к долгожданной свободе даже в дневное время, когда электрическое освещение было отключено.
Наконец, в 5 утра 25 марта, 77-й мужчина был замечен выходящим из тоннеля одним из охранников. Из 76 мужчин только трое избежали "захвата". 50 человек были убиты на месте, а остальных взяли в плен и отправили обратно.
3. Паскаль Пайе (Pascal Payet)
Нет никаких сомнений в том, что этот человек заслуживает место в этом списке, потому как он бежал не один, а два раза из французских тюрем строжайшего режима, причем оба раза с помощью угнанного вертолета. Он также помог организовать побег трех других заключенных, опять же с помощью вертолета.
Первоначально Пайе был приговорен к 30 годам лишения свободы за убийство, совершенное во время ограбления инкассаторской машины. После своего первого побега в 2001 году, его схватили и добавили к сроку в 2003 году еще 7 лет за побег. Затем он бежал из тюрьмы Грасса с помощью вертолета, который захватили четыре человека в масках в аэропорту Канны-Манделье.
Вертолет приземлился спустя некоторое время в Бригноле, что в 38 километрах к северо-востоку от Тулона на побережье Средиземного моря. Пайе и его сообщники позднее скрылись с места преступления, а пилот был освобожден. Пайе был вновь пойман 21 сентября 2007 года в Матаро, что недалеко от Барселоны. Он сделал себе ряд пластических операций, но испанская полиция его все равно смогла идентифицировать
4. Побег из тюрьмы Либби
Побег из тюрьмы Либби был одним из самых известных и успешных тюремных побегов во время американской гражданской войны. В ночь на 10 февраля 1864 года более 100 пленных солдат вырвались из заключения в тюрьме Либби в Ричмонде, штат Вирджиния. Из 109 человек 59 удалось достичь союзной линии, 48 были пойманы, а еще двое утонули в реке Джеймс. Тюрьма Либби в Ричмонде занимала целый квартал. К северу от тюрьмы лежала улица Кэри, которая соединяла тюрьму с остальной частью города. С южной стороны текла река Джеймс.
Тюрьма была трехэтажная с подвалом на берегу реки. Условия жизни в ней были крайне плохи, еды иногда вообще не было, а если и была, то рацион был крайне скуден, канализация практически отсутствовала. Тысячи людей погибли там.
Заключенным удалось попасть в подвал тюрьмы, известной как "крысиный ад". Подвал уже давно не использовался в связи с полным проникновением крыс в него, но заключенные, попав туда, начали копать тоннель. После 17 дней копания им удалось вырваться на пустырь в восточной стороне тюрьмы и спрятаться на старом табачном складе. Когда полковник Роуз, наконец, прорвался на другую сторону, он сказал своим людям, что "подземная железная дорога в страну Бога открыта".
Офицеры бежали из тюрьмы группами по 2-3 человека 9 февраля 1864 года. Оказавшись в стенах табачного сарая, мужчины просто выходили и спокойно шли до ворот. Тоннель был на достаточном расстоянии от тюрьмы, поэтому они спокойно могли передвигаться по темным улицам.
5. Побег из Алькатраса
За 29 лет существования тюрьмы Алькатрас, было совершено 14 попыток побега, в которых приняло участие 34 заключенных. По официальным данным, ни один из побегов не оказался удачным, потому как большинство участников побега были либо убиты, либо возвращены обратно.
Тем не менее, участники побега 1937 и 1962 годов хоть и считаются погибшими, но на самом деле они пропали без вести, что и приводит к появлению теорий о том, что эти попытки побега были успешными.
Самая известная и самая сложная попытка побега из Алькатраса (11 июня 1962 года) принадлежит Фрэнку Моррису (Frank Morris) и братьям Энглин (Anglin brothers), которые выбрались из своих камер и сумели пробраться наружу через сливную трубу на берег, где они соорудили понтонного типа плот, на котором и исчезли.
Трио, как полагается, утонуло в заливе в Сан-Франциско, но официально беглецы числятся пропавшими без вести, потому как их тела не были найдены. Тем не менее, возможно, им удалось выбраться и направиться в место, где никто их не знал и не видел.
6. Савомир Равич (Sawomir Rawicz)
Равич был польским солдатом, которого арестовали советские оккупационные войска после германо-советского вторжения в Польшу. Когда Германия и Советский Союз напали на Польшу, Равич вернулся в Пик, где его арестовало НКВД 19 ноября 1939 года. Его доставили в Москву. Сначала он отправился в Харьков на допрос, а затем, после суда, он оказался в тюрьме на Лубянке в Москве.
Как утверждает сам Равич, он успешно сопротивлялся всем попыткам пытками вытянуть из него признательные показания. Он был осужден якобы за шпионаж, и был приговорен к 25 годам каторжных работ в сибирском лагере. Его доставили вместе с тысячами других в Иркутск и заставили идти в лагерь 303,650 км к югу от Северного полярного круга, чтобы построить лагерь с нуля.
9 апреля 1941 года, как рассказывает Равич, он и еще шестеро узников, бежали из лагеря в самый разгар метели. Они побежали на юг, обходя города в опасении, что их могут сдать. В дороге они встретили еще одного беглеца – польку Кристину. Девять дней спустя узники пересекли реку Лену, они обошли озеро Байкал и подошли к Монголии. К счастью, люди, с которыми они столкнулись, были доброжелательны и гостеприимны.
Во время перехода через пустыню Гоби, двое из группы, Кристина и Маковски, погибли. Другие питались землей, чтобы выжить. Примерно в октябре 1941 года они говорят, что достигли Тибета. Местные жители были очень доброжелательны, особенно когда беглецы сказали, что пытаются добраться до Лхасы. К середине зимы они пересекли Гималаи. Еще один участник "экспедиции", как рассказывает Равич, замерз во сне, а другой упал с горы. По словам Равича, выжившие добрались до Индии примерно в марте 1942 года.
7. Альфред Ветцлер (Alfréd Wetzler)
Ветцлер был словацким евреем, более того, он был одним из немногих евреев, который, как известно, бежал из лагеря смерти Освенцим во время Холокоста. Ветцлер стал известным благодаря отчету, который он и его друг-беглец Рудольф Врба (Rudolf Vrba) составили о внутренней работе лагеря Аушвиц.
В отчете был строительный план лагеря, детали строения газовых камер, крематориев и многое другое. В итоге, 32-страничный доклад стал первым подробным отчетом об Освенциме, который был рассмотрен западными союзниками как заслуживающий доверия.
В конечном итоге, этот документ привел к бомбардировке некоторых правительственных зданий в Венгрии, в результате которых погибли важные чиновники, игравшие серьезную роль в железнодорожной депортации евреев в Освенцим. Депортация остановилась, что спасло жизни около 120000 венгерских евреев.
Ветцлер сбежал вместе с другом евреем по имени Рудольф Врба. Используя подземный лагерь в пятницу 7 апреля 1944 года, в канун Пасхи эти двое мужчин добрались до "выдолбленного" в лесу места для вновь прибывших. Это было место за пределами колючей проволоки внутреннего периметра Биркенау, однако, территория все еще относилась к внешнему периметру, который круглосуточно охранялся. Двое оставались в укрытии в течение 4 ночей, чтобы избежать возвращения обратно.
10 апреля, надев на себя голландские костюмы, пальто и сапоги, которые они прихватили из лагеря, они направились на юг к реке в сторону польской границы со Словакией, причем шли они, основываясь изображению на картинке из детского атласа, который Врба нашел на складе.