К маю 1941 года, перед нападением Германии на СССР, были сформированы несколько диверсионных соединений для действий на направлениях основных ударов Вермахта.
Адриан фон Фёлькерзам был назначен командиром «Балтийской роты», состоящей из русскоговорящих немцев, выходцев из Прибалтики, белоэмигрантов .
В задачу роты входили повреждения линий связи в тылу советских войск, уничтожение командного состава и штабов подразделений противника, распространение панических слухов с целью создания хаоса в рядах отступающих красноармейцев.
Группа, переодетая в советскую форму, перешла границу вместе с передовыми частями вермахта, захватила несколько грузовых автомобилей советского производства и, оторвавшись от своих войск устремилась в глубокий тыл Красной армии.
К сожалению, на первом этапе войны подчинённые Фёлькерзама со своей задачей справились на «отлично»...
Но звёздным часом барона стал август 1942 года.
После неудачного штурма Москвы в 1941 году Гитлер основной целью кампании 1942 года определил прорыв на юг СССР с целью захвата месторождений кавказской нефти.
На пути Вермахта стоял город Майкоп с его нефтяными вышками. Задача немцев осложнялась тем, что необходимо было не просто захватить Майкоп, а сделать это так, чтобы отступающие красноармейцы не успели уничтожать скважины и всё оборудование, необходимое для добычи нефти.
Для решения этой задачи немецким командованием было решено использовать диверсантов из полка « Бранденбург 800». «Балтийская рота» фон Фёлькерзама с её прекрасным знанием русского языки и уже имеющимся боевым опытом для этой задачи вполне подходила.
В ночь с 1 на 2 августа на трёх советских грузовиках «ЗиС» диверсанты, одетые в форму войск НКВД, скрытно пересекли линию фронта и проникли в глубину обороны советских войск.
Фёлькерзам имел при себе удостоверение на имя майора НКВД Трухина. По пути Майкопу, а въезжать в город решили не со стороны линии фронта, а со стороны тыла, «майор НКВД Трухин» остановил и собрал в отряд несколько десятков беспорядочно отступающих краснормейцев. По прибытии в город свой сводный отряд дезертиров он «вручил» коменданту, чем заслужил его безоговорочное доверие — бойцов для обороны не хватало, а тут такое пополнение вдруг…
После этого «майор Трухин» несколько раз появлялся с комендантом в штабе, на узле связи, позициях ПВО, на рубежах обороны города. И успел примелькаться и стать «своим» (с этим у Адриана фон Фёлькерзама было всё в порядке).
К 8 августа диверсанты уже имели полную информацию об расположении основных пунктов обороны Майкопа и, распределив роли между членами группы, приступили к действиям.
В ночь с 8 на 9 августа прибыв на узел связи первая группа под командой самого «майора Трухина» прибыла на главный узел связи Майкопа. Связистам было объявлено, что в город прорвались немцы и поэтому персонал узла подлежит немедленной эвакуации, а оборудование уничтожению. Выгнав связистов из помещения, «сотрудники НКВД» расстреляли всё оборудование.
Пункты обороны Майкопа лишились телефонной связи. Между тем вторая группа, появившись на нефтепромыслах, предъявила фальшивый приказ о смене охраны объектов и заняла их, оперативно произведя разминирование подготовленного к взрыву оборудования. Третья группа создавала панику распространяя слухи о том, что немцы уже в городе и всем необходимо срочно спасаться бегством, а четвёртая создавала звуковой фон городского боя разбрасывая гранаты и стреляя из автоматического оружия.
В общем, план удался. Оборона Майкопа была разрушена изнутри, бойцы оборонявшие город, получив приказы от введённых в заблуждение командиров, оставили город.
И передовым частям Вермахта, получив условный сигнал от Фёлькерзама, осталось только занять беззащитный Майкоп, вместе с практически сохранёнными ( часть красноармейцы всё-таки успели уничтожить) нефтяными вышками…
Потом было ещё несколько мелких успешных операций, но Майкопский рейд стал пиком карьеры Адриана фон Фёлькерзама, как диверсанта. А, как известно, после достижения любого пика начинается спад.
Дальше график успеха нацистской Германии и пошёл вниз.
Полк «Бранденбург-800» с ноября 1942 года был расширен до Соединения особого назначения, с а апреля 1943 года до Дивизии особого назначения «Бранденбург-800».
Как обычно, быстрое увеличения количества достигается путём снижения качества.
Тем более, к традиционным диверсионным задачам добавилась борьба с партизанами, количество которых заметно возросло на оккупированных Германией территориях. До 1944 года Адриан фон Фёлькерзам в составе «Бранденбурга — 800» (с переменным успехом) разрабатывал и участвовал в диверсионных и контрпартизанских мероприятиях , а в июле 1944 года, после неудачного покушения на Гитлера, Абвер был расформирован, его шеф, адмирал Канарис, казнён, а «Бранденбург» был в полном составе передан в структуру СС.
Там барон Адриан фон Фёлькерзам стал начальником штаба в СС «Ягдвербанд» («Охотничья бригада») под непосредственным руководством нацистского «диверсанта номер один» Отто Скорцени. Одновременно с этим Фёлькерзам непосредственно руководил действиями диверсионного истребительного соединения «Ягдвербанд-Ост», действовавшего на восточном направлении в тылах советских войск.
В октябре 1944 года вместе с Отто Скорцени он, по приказу Гитлера, разработал и осуществил операцию «Панцерфауст» по похищению сына венгерского регента Миклоша Хорти с целью недопущения выхода Венгрии из войны на стороне Германии.
В начале декабря 1944 года Фёлькерзам принял участие в разработке и осуществлении операции «Гриф» с целью дезорганизации тылов американских войск на территории Бельгии и Голландии перед последним немецким наступлением в Арденнах. Планом предусматривалось силами диверсионных групп захватить мосты через реку Миасс, чтобы по ним смогли пройти танки.
Но, не всё пошло по плану… На второй день операции одна из диверсионных групп попала в плен и американцам стали известны все планы диверсантов. Немедленно были усилены все посты, американские солдаты получили дополнительные инструкции по контрдиверсионным действиям и вся операция сошла на нет. Как, впрочем, и наступление в Арденнах.
Сам штурмбанфюрер Адриан фон Фёлькерзам 21 декабря был ранен.
Но, видимо, Фортуна окончательно отвернулась о Фёлькерзама… 21 января 1945 года он, находясь вместе со своим подразделением в городе Хоэнзальц был смертельно ранен в перестрелке с советскими солдатами, штурмующими рубежи нацистской Германии.
За это он (посмертно) получил звание штурмбанфюрера и Почётную пряжку на ленте для сухопутных войск (Железный крест и Рыцарский крест Железного креста у него уже имелись прижизненно), но не думаю, что это его здорово утешило.
«Хитрый лис» не смог одурачить судьбу, а точку в его жизни поставили те, кого он не раз обводил вокруг пальца в 1941-1943 годах. Но, видимо, барон Адриан фон Фёлькерзам не учёл (или не знал), что у нас, русских, есть одна особенность — мы очень быстро учимся на ошибках. Особенно на своих.