Найти тему
Александр Дедушка

Бред ли педагогика служения?

Старая образовательная система разваливается на глазах. Что ни день – то новые сообщения о том, что где-то ученик избил учительницу или даже о едва предотвращенных ФСБ терактах подростков в своих учебных заведениях.

Казалось бы: нужно срочно рассматривать альтернативы, думать о том, чем можно заменить обрушающуюся старую школьно-учебную садомазию, грозящую завалить нас своими обломками - и такая альтернатива предложена. Она называется педагогика служения. Но дальше начинаются странности.

Удивительно, что на все просьбы рассмотреть и подвергнуть аргументированному анализу главные положения педагогики служения, чаще всего слышишь очень мудрое и высокоинтеллектуальное заключение – «это бред!»

Причем, это высказывается порой с такой уверенностью и апломбом, что поневоле начинаешь сомневаться в собственных и общечеловеческих способностях к аргументированному анализу. Неужели, жуя ФГОСовскую жвачку, мы и в самом деле настолько поглупели, что всему новому и нестандартному готовы присваивать только безосновательные ярлыки, не утруждая себя какими-либо аргументами?

И только отдельные учителя и педагоги удосуживаются сказать, что-то более умное, чем слова о бреде, но и то, порой, их оценки и аргументы приходится вытягивать с них словно клещами. И что же удалось вытянуть в итоге?

Прежде всего, у многих вызывает недоумение название – «педагогика служения». Какое служение? Кому служим? Что за армейская казарменность? Что за рабство? Что за унижение человеческого достоинства?

Но вот вам несколько цитат от великих людей, чтобы вы поспорили с ними:

«Не знаю, каким будет ваше предназначение, знаю одно: по-настоящему счастливы будут только те из вас, кто научится служению».
А. Швейцер
«Жизнь человека только тогда разумна, когда она понимается как служение».
Л.Н.Толстой
«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла».
М.В. Ломоносов
«Итак, после долгих лет и трудов, и опытов и размышлений, идя видимо вперед, я пришел к тому, о чем уже помышлял во время моего детства: назначение человека – служить, и вся жизнь наша есть служба. Не забывать только нужно того, что взято место в земном государстве затем, чтобы служить на нем Государю Небесному, и поэтому иметь в виду Его закон».
Н.В.Гоголь
Пойми великое предназначенье
Славянством затаенного огня:
В нем брезжит солнце завтрашнего дня
И крест его – всемирное служенье.
М.Волошин

То, что сейчас в наших школах процветают противоположные идеи – конкурентоспособной личности, индивидуализма, где каждый сам за себя и должен в идеале стать «раковой клеткой», доказывая что он или она «лучшие» - так именно эти идеи, когда-то навязанные нам с запада, ведут школу к близящейся катастрофе.

Раковые клетки, когда их становится слишком много, неизбежно губят организм, в котором они живут. Прогнившая насквозь раковыми метастазами современная образовательная система (одни олимпиады чего стоят!) обречена с той же неизбежностью.

Педагогика служения поэтому и призывает своих учеников: научись служить Вере-Отечеству-Любви или, другими словами, - Богу, Родине, ближним. Помни, что ты не раковая клетка, а живая клеточка организма своего народа, которая не должна забывать о долге служения перед теми, кому обязана жизнью.

Начинай со служения своим ближним – родственникам, друзьям, одноклассникам, школе. Научись делиться с ними своей заботой, трудом, знаниями. И так постепенно ты будешь выходить на все более широкое поле служения – своему поселку (городу), своему краю (области, региону), своей стране России. И можешь даже дойти до служения человечеству, как доходили главные его гении.

Что – опять бред!?.. Вы, конечно же, закричите о том, что современные дети не те, что это другое поколение, что они уже неисправимые индивидуалисты, засунутые со своими гаджетами наполовину в виртуальный мир…

А никто и не говорит, что вытаскивать и спасать их будет легко. Но как бы вы отнеслись к людям, которые видят, что дети захлебываются в выгребной яме, и не стали бы вытаскивать их и помогать спастись?

То-то и оно. Педагогика служения как раз и обладает вполне эффективными методиками, как воспитывать именно современных детей, прививая им вместо раковой гнили индивидуализма навыки здоровой общественной жизни. Чтобы в результате из них получались не разумные машины по производству экскрементов (а человек, который никому, кроме себя, не служит, именно таковой и является), а настоящие люди в самом высоком смысле этого слова.