Найти тему

Владимир: древнее белокаменное зодчество (Успенский собор и его фрески)

Слава Богу, при посещении Успенского собора (вход тоже платный, но без маразматических льгот для граждан Таможенного союза) я была, наконец, вознаграждена: здесь удалось сфотографировать почти все более или менее освещенные фрески работы Андрея Рублева и Даниила Черного. О том, что фотосъемка запрещена, мне сообщила сотрудница музея, когда все уже было отснято. Но и то непонятно – фотографировала здесь не только я, но и другие посетители – замечаний особо никто никому не делал.
Успенский собор был построен в 1158 по велению великого князя Андрея Боголюбского, в 1186-1189 гг уже при князе Всеволоде Большое Гнездо был реконструирован (возведено еще одно кольцо стен после пожара 1185 года) – таким образом, более древний храм оказался как бы внутри более нового. В 1810 г к собору пристроили классицистическую колокольню, которая до сих пор  портит вид на храм доминирует со стороны главной улицы.

В Успенском соборе сохранился самый обширный фрагмент росписей начала XV века, который приписывают двум выдающимся мастерам того времени – Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Как-то эти фрески даже поделены по авторам: вот эти писал Даниил, а эти – Рублев. В галерее Всеволода сохранилось немножко росписей XII века. А вот иконостас здесь относится совсем к другой эпохе – барокко XVIII века.

Еще один древний памятник Владимира – Золотые ворота на ул. Московский проспект - построены в 1164 году при князе Андрее, также подвергался многочисленным перестройкам и дошел до нас не в первоначальном виде. Внутри тоже музей (где, в частности, можно увидеть диораму штурма города монголо-татарами в феврале 1238 года), но и здесь мы, понятное дело, бывали ранее.

Фрагмент фрески "Страшный суд" авторства Андрея Рублева и Дании Черного (нач. XV в).
Фрагмент фрески "Страшный суд" авторства Андрея Рублева и Дании Черного (нач. XV в).
Еще фрески XV в - замечательный трубящий ангел.
Еще фрески XV в - замечательный трубящий ангел.
Здание присутственных мест (нач. XIX в) сейчас вмещает основную экспозицию Владимирского музея-заповедника.
Здание присутственных мест (нач. XIX в) сейчас вмещает основную экспозицию Владимирского музея-заповедника.
Памятник Андрею Рублеву стоит у собора неспроста - здесь сохранилось несколько фрагментов фресок его авторства.
Памятник Андрею Рублеву стоит у собора неспроста - здесь сохранилось несколько фрагментов фресок его авторства.
Успенский собор (1158, 1186-89 гг), трапезная и колокольня 1810 г.
Успенский собор (1158, 1186-89 гг), трапезная и колокольня 1810 г.
Белокаменная резьба на Успенском соборе тоже есть, но ее все-таки здесь достаточно мало.
Белокаменная резьба на Успенском соборе тоже есть, но ее все-таки здесь достаточно мало.
Страшный суд - фрески Андрея Рублева.
Страшный суд - фрески Андрея Рублева.
И снова Страшный суд - правденики в Раю.
И снова Страшный суд - правденики в Раю.
Возможно, это княгиня со свитой.
Возможно, это княгиня со свитой.
Лица крупным планом.
Лица крупным планом.
Преображение Господне.
Преображение Господне.
Страшный суд - 4 царства.
Страшный суд - 4 царства.
Страшный суд - адские муки (фрагмент).
Страшный суд - адские муки (фрагмент).
Святые  праотцы. Вроде бы эти фрагмент приписывают Даниилу. Здесь освещение  очень плохое, так что даже моя мыльница, которая обычно неплохо  справляется с недостатком света, здесь была бессильна.
Святые праотцы. Вроде бы эти фрагмент приписывают Даниилу. Здесь освещение очень плохое, так что даже моя мыльница, которая обычно неплохо справляется с недостатком света, здесь была бессильна.
Фрагмент из жития св. Николая (?)
Фрагмент из жития св. Николая (?)
Иконостас XVIII в установлен в кон.  XVIII в вместо древнего рублевского.
Иконостас XVIII в установлен в кон.  XVIII в вместо древнего рублевского.
Сцена Благовещения с иконостаса.
Сцена Благовещения с иконостаса.
Сразу  после перестройки 1186-1189 гг его галерея была украшена фресками. Это  сохранившиеся росписи конца XII века - их здесь реально очень мало.
Сразу после перестройки 1186-1189 гг его галерея была украшена фресками. Это сохранившиеся росписи конца XII века - их здесь реально очень мало.
Золотые  ворота (1164 г). Круглые пилоны - это контрфосы, которые появились в  XVIII в (а надвратная церковь - в 1810 г), когда срыли валы - и здание  нужно было укрепить.
Золотые ворота (1164 г). Круглые пилоны - это контрфосы, которые появились в XVIII в (а надвратная церковь - в 1810 г), когда срыли валы - и здание нужно было укрепить.