"Зачем вы обманываете ребенка?", - услышала я голос за моей спиной.
Я и две мои воспитанницы едем с дополнительных занятий. Автобус почти пустой. 21-00 вечера. Моя задача как можно быстрее доставить детей домой. Дети устали. Я сама очень хочу к моему любимому томику Чехова. То и дело звонит мама девочек, нервничает.
Скоро выходить. Но тут младшая из сестер, натура тонкая и непредсказуемая, заявляет, что на ближней к дому остановке она не выйдет. Ну вот не выйдет и все. Ей кажется, что домой лучше идти от станции метро. (Это следующая остановка). Я не хочу с ней спорить, это бесполезно.
А мы немножко схитрим.
Подмигиваю старшей сестре и говорю:
"Катенька, а автобус до метро "Пролетарская" не идет. Мы выходим на нашей остановке". Мне поддакивает старшая Маша.
Малышка задумывается и уже готова сказать долгожданное "ну ладно". У меня на устах победная улыбка. Хоть это и непрофессионально, но сегодня не грех схитрить. Время позднее.
И вдруг... Что я слышу?
"Зачем же вы обманываете ребенка, мамочка?"
Это обращение ко мне. Хоть я не мама, а няня, но беру это на свой счет, оглядываюсь.
К нам подходит высокая женщина с кондукторской сумкой и бейджиком. Дама лет 60, приятной наружности. Ухоженное лицо, ясный взгляд, добрая улыбка.
"Ну вам-то какое дело?"
Чуть не вырвалось у меня от досады. Катенька уже разгадала нашу хитрость. Теперь придется минут пятнадцать лишних топать по грязи, по лужам. Вот подсобила кондукторша. Нечего сказать.
Какое-то время молча смотрим друг на друга. Потом хозяйка салона говорит, глядя на недовольную малышку и на еще более недовольную старшую сестру.
"Что-то случилось? Поделитесь, я психолог! Может, чем помогу".
Ах вот оно что. Сеанс психотерапии в автобусе. Ну-ну.
А старшая уже взахлеб жалуется на свою вздорную сестренку и тычет ей в бок локтем.
Кондукторша, кажется, поняла ситуацию. Улыбнулась:
"Деточка, расскажи, почему ты не хочешь выходить на этой остановке, как тебе говорят твоя мама и сестра?"
Почувствовав поддержку, Катенька важно поднимает голову и заявляет громко:
"Я думаю, что так дальше идти до моего дома! А они меня не слушают!"
"Ну почему ты такая глупая!"- в сердцах кричит ее сестра.
Психолог-кондукторша ласковым голосом продолжает:
"Я вижу, что ты очень умная девочка и, кажется, особенная."
Тут малышка "садится на своего конька", сдергивает с головы шапку и кричит:
"Я особенная. У меня волосы отливают серебром и кожа на свету кажется прозрачной, аж мраморной! "
У меня нет слов. Вот это выдала тираду. Психолог тоже, кажется, немного удивлена. А дальше, словно внезапно осознав, как нужно говорить с ребенком, она переходит на полушепот и заговорщицки произносит:
"У тебя есть часы? Есть, очень хорошо. Когда выйдешь из автобуса, засеки время, сколько вы будете идти до дома. А потом то же сделаете завтра, когда будете идти другой дорогой и узнаете, какая из них короче. Поняла?
Катенька, кажется, поняла, победно кивнула, натянула шапку и сказала сестре:
"Маша, засекай время!"
Автобус подъезжал к станции метро. Нам нужно было спешить.
"Вы знаете, у детей часто бывает интуитивно правильное восприятие расстояния. Проверьте", - услышала я вслед.
И мы проверили. Разница пути была всего-то в 3 минуты. А не в 15, как мне думалось. И стоило из-за этого ссориться с ребенком и доказывать ей свою правоту. Спасибо психологу-кондуктору.
А теперь скажите, почему эта женщина работает в вонючем автобусе, обслуживает толпу вечно недовольных, спешащих и матерящихся пассажиров. Почему? Неужели нельзя найти более достойное применение своим способностям?
Я не против простого труда. Но пусть каждый занимается своим делом. Я неправа?