Найти тему
Оружие

И-16, он же Ишак

Оглавление

И-16 «истребитель шестнадцатый» — советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Один из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Самолёт имел преимущественно деревянную конструкцию и фанерную обшивку.Выпускался в СССР и был основным истребителем ВВС РККА вплоть до начала 1942 года.

Истребитель И-16 благодаря своему характерному силуэту, знаком наверное всем и каждому, особенно старшему поколению. В свое время эти маленькие самолетики были можно сказать своего рода звездами эпохи, они снимались в кинофильмах, крутя немыслимые фигуры и поражая воображение зрителей, стаи И-16 наполняли детские книжки, довольно часто появлялся самолет и на агитационных плакатах. Без преувеличения можно сказать, что истребитель И-16 был самым известным, популярным и любимым военным самолетом в СССР. Этот самолет был любим среди летчиков,

Интересный факт №1

Пилоты ласково называли его «ишаком», сокращенно от И-16. Забавно что самолет оправдал свое прозвище. Он стал неприхотливой рабочей машиной, порой проявляя свой упрямый характер.

История

Истребитель был разработан и построен в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова в 1933 году. Этот самолет создавался, как скоростной истребитель, который должен был иметь высокую боевую маневренность. Получившийся самолет представлял собой свободно несущий моноплан с убирающимися шасси, а также отличался довольно малыми размерами, что упрощало выполнение фигур высшего пилотажа. Но в реальности оказалось, что задняя центровка и малые размеры делали самолет неустойчивым в полете, что требовало большего внимания от летчика, так, как самолет реагировал на малейшее движение ручки. Зато пилоты которые смогли хорошо освоить непростое управление И-16, как правило без особых проблем осваивали другие самолеты. Серийное производство И-16 было организовано на заводе №21 в Горьком, там в период с 1935 по 1941 год были построены почти все И-16. В дальнейшем И-16 строились на Новосибирском заводе №153 и на заводе №458 в Ростов-на-Дону

-2

Популярность истребителя в 1930-е годы была небывалой. Его силуэт можно было увидеть на многих пропагандистских плакатах и обложках журналов того времени. Эти самолеты украшали страницы детских книг, а в фильмах часто использовали сюжеты с выполнением этими самолетами фигур высшего пилотажа.

Интересный факт №2

За все время было произведено более 10 тысяч единиц

И-16 успел поучаствовать в целом ряде вооруженных столкновений различного масштаба, однако первой стала испанская гражданская война. Эти советские самолеты настолько пришлись по душе местным вооруженным силам, что было решено наладить их собственное производство. Военно-воздушные силы Испании эксплуатировали эти самолеты вплоть до начала 1950-х годов.

Воевал И-16 и в советско-японском пограничном конфликте возле озера Хасан в 1938 году. Японцами авиация не применялась, поэтому истребители стали использовать как штурмовики для ударов по наземным целям неприятеля.

Использовался истребитель и в небе над Финляндией, правда, эксплуатировали его не так часто. По большей мере боевые задачи состояли в штурмовке наземных позиции противника и уничтожения вражеской военной техники.

До начала Великой Отечественной войны И-16, который за 1930-е годы уже успел полетать и повоевать, был весьма популярным самолетом в Советском Союзе. Кроме того, он являлся самым массовым истребителем РККА на общее число машин этого типа в составе ВВС- 4226 единиц – 1635 самолетов были именно И-16. И начало войны они также встретил в небе.

-3

Интересный факт №3

Именно на этом самолете в ночь на 7 августа 1941 года Виктор Талалихин первым произвел таран в ночном воздушном бою, сбив около Москвы немецкий бомбардировщик He-111

И-16 продолжал воевать в небе, защищая Родину до 1944 года, однако постепенно его главенствующее положение угасало. Все дело в том, что самолет к этому моменту стал морально устаревшим и постепенно все больше вытеснялся новыми машинами. Так, И-16 все чаще оказывались в составе ПВО пограничных округов или к примеру, довольно долго их продолжали применять на Дальнем Востоке в продолжающихся столкновениях с японской армией. Но в целом выполнение боевых задач истребителем И-16 на этом было закончено, на этом и заканчивается эта статья. Спасибо за прочтение! Если она вам понравилось, то ставьте лайк и подписывайтесь!