Найти тему
Записки киборга

Сахарный диабет у детей и подростков: учеба и активная жизнь

Заметка носит исключительно информационный характер. Не является рекомендацией или рекламой. Имеются противопоказания. Перед применением проконсультироваться со специалистом.

О моих базовых правилах жизни с СД можно прочитать здесь.

Если диабет у ребенка, нужно обязательно предупреждать воспитателя/учителя/педагога о заболевании учащегося, и давать телефон родственника, который сможет ответить на звонок и/или приехать в сад/школу/на кружок в экстренном случае. Хорошо бы еще просить усадить ребенка за первую парту, чтобы ребенок всегда был на виду: ребенок может не почувствовать снижение сахара/растеряться.

Я сахара стала чувствовать с 11 лет: низкий, высокий, нормальный. С 4 до 7 лет занималась фигурным катанием - тренировки состояли из 45 минут ОФП, 2 часа хореография, 45 минут на льду. Переносила хорошо.

За все 10 лет моей учебы мама в школу прибегала только один раз, когда я в первом классе плакала, т.к. мне показалось, что у меня низкий сахар. В целом, гипогликемий почти не было.

Разумеется, на учебе с собой нужно иметь глюкометр-полоски-прокалыватель, а также деньги и что-то на случай низкого сахара.

Недавно получила комментарий о повышении сахара у ребенка за ночь - раньше это называлось “синдром утренней зари”. У меня такое было примерно с 14 до 19 лет, корректировалось подколкой короткого инсулина ночью - в 4-5 утра. Этот инструмент иногда использую и сейчас. Когда на выездной учебе в университете мы ночевали в общежитиях по 6-8 человек в комнате, а мне нужно было вставать ночью делать подколку, я говорила соседям по комнате, что ночью будет нужно выпить таблетку: в школе и в университете я скрывала от одноклассников и одногруппников, что у меня диабет. Сейчас думаю, что зря, что это были просто детские/юношеские и мои личные комплексы. Жить открыто проще и интереснее! Например, когда гуляли летом на даче, я, уходя домой сделать вечерний инсулин, говорила, что иду проверить, выключила ли я свет. Facepalm) Сейчас я бы брала с собой мини-рюкзачок с набором инсулины+глюкометр+что-то на случай гипо, меряла бы сахар и делала укол на месте. Чуть больше о моем опыте жизни с диабетом в детском и подростковом возрасте.

С питанием в школе проблем не было: брала с собой перекус (яблоко / бутерброд с сыром), в столовую не ходила, обедала дома после уроков. Сейчас, думаю, при занятиях до 13-14 часов брала бы воду (или чай/кофе) и перекус - яблоко и творог (без сахара). Глюкометр и инсулины тоже бы брала, а также что-то на случай гипо.

На физкультуру ходила и в школе и в университете, всегда занималась спортом дополнительно. Освобождение от физкультуры я себе не оформляла: я любила физкультуру, даже выступала за школу на соревнованиях по лыжным гонкам и бегу. До 20 лет я почти не гиповала, даже во время часовых пробежек утром. С собой всегда было сладкое, разумеется :) Причины вижу в особенностях реакций растущего организма, а также в действии инсулинов, которые были тогда: Актрапид и Протафан.

При тех реакциях сахара на спорт, которые есть сейчас, освобождение себе бы оформила и не считала бы это за слабость или недостаток: я люблю себя, и спортом занимаюсь в удобном мне режиме: тип тренировки, длительность и характер нагрузок, время дня. Я не хочу подстраивать свой сахар под общие тренировки: мне удобно заниматься тогда, когда удобно по графику жизни и сахару, когда хочу, когда есть силы.

Сейчас я бы точно отказывалась от 2 часовых занятий по лыжам на последних уроках: в 13-14 часов дня. В это время сахар уже может снижаться сильнее, чем утром. Такие нагрузки первыми уроками были бы возможны, но опять-таки не всегда: в зависимости от сахара, который я сейчас регулирую в соответствии лишь со своими нуждами, а не с кем-то установленным графиком.

При поступлении в Университет (МГУ) подавала документы об инвалидности, которая у меня была оформлена с детства. До 18 лет - ребенок-инвалид, после 18 - рабочая III группа. Полезная вещь! Рада, что в те годы инвалидность при СД 1 типа еще давали. Инвалидность при поступлении - хорошая страховка (исключением будет, пожалуй, МГИМО: в условиях поступления довольно ясно сказано про требования к состоянию здоровья, и сейчас мне прекрасно понятно, почему они таковы), но, к счастью, достаточное для поступления на бюджет количество баллов я набрала сама. Училась хорошо, получала социальную стипендию, вела очень активную студенческую жизнь. Сейчас понимаю, что при должном уровне поддерживающей терапии могла бы с учебой, практикой, делами в Студ совете и пр. справляться еще лучше.

В Университет (ехать полтора часа в один конец) брала перекус - яблоко, покупала на переменах и быстро ела какие-то салатики (типа греческого - листья салата и брынза), а также активию творожную (без добавок) или активию йогуртовую (тоже без добавок). Важно: активия творожная и любой другой творог/сыр без сахара и добавок сахар не повышает, а вот кисломолочка - молоко, йогурт, ряженка - повышает. Подробнее о том, как я использую эти продукты сейчас, можно почитать здесь.

Часового перерыва на обед у нас не было, столовая в корпусе была только одна - были очереди, да и еда там мне не подходила: картошка/каша + котлеты с хлебом. В 16-19 лет я считала, что полноценный обед мне не нужен [и зря], что немного перекушу, а потом поем дома вечером. Итог: вечная усталость и проблемы с весом. Сейчас при занятиях с 9 до 17 или иногда до 21 ч и тремя часами на дорогу в обе стороны я бы брала: перекус - яблоко и творог и иногда орешки - и полноценный обед - кусочек мяса/птицы и овощи. Кофе+орехи вообще отличный энергетик: сытость есть, сахар не поднимает (если кофе без молока), мозг питает хорошо. Кофе/воду можно было бы покупать на месте или брать из дома термос или растворимый кофе/пакетик чая, а на месте уже заливать кипятком. Заменитель сахара тоже бы брала с собой. В общем, я бы брала с собой на учебу еду, подходящую мне: без лишних ингредиентов и непонятных соусов или приправ, с которых может подняться сахар, была бы в более хорошей форме весь день.

Жизнь в университетские годы стала легче после перехода на Новорапид и Лантус после Актрапида и Протафана: я стала лучше выдерживать нагрузки, уровнем сахара стало проще управлять (фоновый безпиковый Лантус + ультракороткий Новорапид, который действует через 5 минут после введения и прекращает действие спустя максимум час после инъекции), сахар перестал сильно подниматься к вечеру.

Австрия 2007
Австрия 2007

Я работала на международных фестивалях и выставках (в т.ч. и переводчиком-синхронистом), ездила в путешествия - и на море и в горы кататься на сноуборде - и на практику в Испанию, Германию, Великобританию. Все можно, все получается. Нужно корректировать дозу инсулина с учетом активности и иного климата (снижать, как правило), внимательно относиться к питанию - выбирать подходящие для своих целей продукты, - а также брать с собой в поездку все необходимое: инсулин+глюкометр+полоски+прокалыватель+иглы с собой в ручную кладь и запас того же в чемодан, а также набор для ликвидации ацетона. Подробнее о путешествиях при сахарном диабете в следующих постах.)

Скажу также, что умственной работой - запоминать, учить, писать тексты и решать задачи - проще заниматься на уровне сахара 6-8: уровень восприятия и запоминаемости на таком сахаре куда выше, чем на 13-15, однако для активной физической деятельности и во время насыщенных дней: перемещения, поездки, прогулки, работы на выставках, спорт - я предпочитаю как раз 11-14 (или даже 15). Самочувствие хорошее, есть полная уверенность в себе и своих силах. Т.е. писать и учить что-то дома хорошо на сахаре 6-8, а вот для деятельности за пределами дома я предпочитаю сахар 11-14. Подробнее о моем решении жить на удобных мне сахарах.

Всем здоровья и отличного настроения! Спасибо, что читаете мои публикации и ставите лайки :)