Найти тему
Сергей Сухонос

Лопасти вертолетов будут служить дольше!

Оглавление

Сверление многослойных полимерных композитов, армированных титаном, с помощью алмазных кольцевых сверл МОНАЛИТ не образует дефектов и "разлохмачивания"

Композитная деталь
Композитная деталь

На заводе МВЗ им. М.Л. Миля на протяжении многих лет решалась задача по качественному сверлению полимерных композитных материалов (ПКМ).

Одним из проблемных этапов изготовления лопасти является сверление отверстий в комлевой части лопасти.  Их изготавливают из легких и прочных многослойных композитов - стеклопластиков и углепластиков. 

Использование спиральных свёрл создает проблемы: композиты расслаиваются, волокна наматываются на сверло, в толще композита образуются дефекты, со временем приводящие к поломке.

а) стандартным сверлом, б) СДЗ тип 1, в) СДЗ тип 2 (V=7,5 м/мин, S=0,2 мм/об)
а) стандартным сверлом, б) СДЗ тип 1, в) СДЗ тип 2 (V=7,5 м/мин, S=0,2 мм/об)

Характер образования стружки при сверлении:
а) стандартным сверлом, б) СДЗ тип 1, в) СДЗ тип 2 (V=7,5 м/мин, S=0,2 мм/об)

Источник: Экспериментальное исследование качества отверстий в слоистом композите стеклопластик-титан, полученных на операциях сверления. Е.Г. Чигринец, В.В. Сибирский, С.Н. Шевцов. - Инженерный вестник Дона, №3 (2015).

Задача была поставлена специалистами, исследующими в инициативном порядке проблему сверления ПКМ, конструкторского бюро Московского вертолетного завода им. М.Л.Миля (холдинг «Вертолеты России») с целью повышения надежности лопастей вертолетов в целом.

Эта задача оказалась нам знакома – в нашем арсенале была разработка (см. рассылку от 5/09/2018 - Уникальный инструмент для уникального клапана сердца из углеситалла), где также пришлось бороться с "разлохмачиванием" композитных материалов.

В результате длительных экспериментов наши разработчики создали кольцевое сверло, которое образует чистое ровное отверстие без дефектов. 

Первые образцы инструмента отправлены на завод для испытаний.

Выводы после пробных испытаний сверла МОНАЛИТ:
1. Значительно уменьшено образование витой и пылевидной стружки, которая служит очагом перегрева связующей смолы композита
2. Повышена производительность сверления в 2-2,5 раза относительно инструмента со стандартной геометрией
3. Заметно улучшены значения круглости отверстия, и, следовательно, уменьшен риск возникновения люфта, приводящего к снижению надежности конструкции во время эксплуатации.

Сергей СУХОНОС, директор компании «Рус-Атлант МК»
Сергей СУХОНОС, директор компании «Рус-Атлант МК»

Проблема

-5
«Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля» – один из самых авторитетных мировых разработчиков вертолетной техники, чьи вертолеты эксплуатируются более чем в 100 странах.
На заводе в течение ряда лет решали задачу повышения качества сверления ПКМ с целью повышения надежности лопастей вертолетов. Их изготавливают из легких и прочных многослойных композитов стеклопластиков и углепластиков. Одним из проблемных этапов изготовления лопасти является сверление отверстий в комлевой части лопасти

Использование спиральных свёрл с алмазным покрытием увеличивают производительность, но локальное повреждение покрытия приводит к замене инструмента, который может не выработать нужный ресурс. Также высока трудоемкость операции заточки сверл.
За одну операцию приходится делать до 5 заточек (глубина сверления 40 мм).
«Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля» – один из самых авторитетных мировых разработчиков вертолетной техники, чьи вертолеты эксплуатируются более чем в 100 странах. На заводе в течение ряда лет решали задачу повышения качества сверления ПКМ с целью повышения надежности лопастей вертолетов. Их изготавливают из легких и прочных многослойных композитов стеклопластиков и углепластиков. Одним из проблемных этапов изготовления лопасти является сверление отверстий в комлевой части лопасти Использование спиральных свёрл с алмазным покрытием увеличивают производительность, но локальное повреждение покрытия приводит к замене инструмента, который может не выработать нужный ресурс. Также высока трудоемкость операции заточки сверл. За одну операцию приходится делать до 5 заточек (глубина сверления 40 мм).

К тому же, эти сверла образуют большое количество пылевидной стружки, которая является одной из причин перегрева эпоксидного связующего. Перегрев связующего приводит к его обеднению и снижению прочности и надежности конструкции.

На фото представлены снимки стружкообразования с разными типами заточки инструмента.

-7

Характер образования стружки при сверлении: а) стандартным сверлом, б) СДЗ тип 1, в) СДЗ тип 2 (V=7,5 м/мин, S=0,2 мм/об)

Для повышения прочности комлевой части лопасти ее усиливают многослойными пакетами, состоящими из титановой фольги толщиной 0,1 мм и однонаправленного стекловолоконного препрега:

Здесь:
Для повышения прочности комлевой части лопасти ее усиливают многослойными пакетами, состоящими из титановой фольги толщиной 0,1 мм и однонаправленного стекловолоконного препрега: Здесь:
  • толщина обрабатываемой части детали H = 50 мм,
  • ширина свободного пространства a = 20 мм.

В полученных таким образом деталях  выполняется обработка отверстий, необходимых для крепления лопастей.

Маршрут обработки включает операцию сверления, две-три операции рассверливания, операции зенкерования и развертывания. На операции сверления возникает ряд проблем, к наиболее существенным из которых относятся: 

  • отвод стружки и ее пакетирование; 
  • противоречие между эффективными режимами для обработки слоев из титановой фольги и слоев из препрегов, склеенных эпоксидным связующим; 
  • усадка отверстий; 
  • повышенный износ режущих кромок сверла. 

В результате получается: 
a)    низкая производительность обработки отверстий; 
b)    большой риск возникновения брака из-за неустранимых дефектов. 

Характерным дефектом при сверлении отверстий в деталях из ВСПК является расслоение


В работе [Durao L.M. Comparative analysis of drills for composite laminates // Journal of Composite Materials. 46(14). 2011. Р. 1649—1659.} экспериментально доказано, что появление таких, даже незначительных, расслоений ведет к снижению конструкционной прочности деталей.
В работе [Durao L.M. Comparative analysis of drills for composite laminates // Journal of Composite Materials. 46(14). 2011. Р. 1649—1659.} экспериментально доказано, что появление таких, даже незначительных, расслоений ведет к снижению конструкционной прочности деталей.

Решение

Нам приходилось решать похожую задачу, когда создавали алмазный инструмент для обработки деталей клапана сердца из углеситалла. 

В результате длительных экспериментов наши разработчики создали кольцевое сверло, которое образует чистое ровное отверстие без дефектов. 

Варианты конструкции кольцевого сверла проверялись на плите из 35-40 слоев однонаправленного препрега с армированием 0/±45/90  - композита толщиной 30 мм. 

При сверлении глубоких отверстий (глубиной 10 и более диаметров) важно не только охлаждение, но и удаление стружки.  Давление подаваемой смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) вымывает стружку из зоны резания, что позволяет избежать её пакетирования или повторного резания.
Если использование  СОЖ нежелательно, то приходится осуществлять сверление с периодическими выводами сверла для удаления стружки и естественного охлаждения.

Была выработана техника сверления: примерно по 5 сек с охлаждением СОЖ и периодическим полным выводом сверла из отверстия на 1,5-2 сек для вымывания стружки, шлама - примерно, через каждые 0,5-1 мм углубления.

Удаление керна производится при прохождении глубины, равной высоте рабочей части сверла.

При горизонтальном сверлении, когда стружка вымывается из отверстия, периодичность подачи сверла можно исключить и настроить станок с ЧПУ на подачу сверла со скоростью 1  мм за 5 сек, или 10 мм/мин.

Экспериментально были подобраны следующие характеристики кольцевого сверла для диаметра 25,8 мм:

  • алмазный порошок АС32, 160/125
  • добавки порообразователя М925
  • обороты 760-790 в минуту.

Результаты

Пробные испытания прошли успешно, ожидаем результаты внедрения. Надеемся рассказать о них. 

Первые выводы следующие:

1. Значительно уменьшено образование витой и пылевидной стружки, которая служит очагом перегрева связующей смолы композита (видео)
2. Повышена производительность сверления в 2-2,5 раза относительно инструмента со стандартной геометрией
3. Заметно улучшены значения круглости отверстия, и, следовательно, уменьшен риск возникновения люфта, приводящего к снижению надежности конструкции во время эксплуатации.