Найти тему
сЧётчик

Рецензия: Наталья Глянцева, "Дом с дверью в небо"

Наталья Глянцева, "Дом с дверью в небо". Электронная книга, ЛитРес, 2020 год.

Зарекался читать неизвестное (оттого и не пишу однозначно отрицательных рецензий - при видимой случайности выбора книг). Не люблю читать электронные книги (совсем). Не выношу узкожанровое - а в графе "жанр" на ЛитРесе было написано - о ужас! - "романтическое фэнтези".

Однако вот, знакомьтесь: Наталья Глянцева, город Камышин. Интересный поэт и, как оказалось, замечательный молодой прозаик.

По выходе знаковой для нашей современной литературы книги "Дом, в котором" Мариам Петросян Дмитрий Быков написал точное: “Дом, в котором” - замечательное произведение и, очень может быть, дверь в ту новую литературу, которую все ждали." С тех пор та самая новая литература так и не появилась, зато новых дверей, створок и лазов у нас теперь достаточно, и это уже здо́рово, на самом деле. Двери эти, как выяснилось, ведут точно не в абсолютный реализм, но и не в эскапистскую фантастику; нас ждёт эклектика, усложнение и многочисленные разрывы шаблона.

Вот эта, окутанная дымкой - дверь Сальникова, эта, узорчатая - Некрасовой; рядом, заколоченная (увы!) - Григория Служителя.

Окошко Натальи Глянцевой находится на чердаке, однако новую литературу из него тоже видно.

Откуда это дурацкое "романтическое фэнтези"?

Дело в том, что книжные маркетологи не знают золотой середины. Сильное условно "женское" для них исчерпывается внежанровым околореализмом - Рубиной, Токаревой, Степновой и т.д. С читательницами попроще маркетологи не церемонятся - вот вам либо дурашливое с юморком и отношениями (а-ля Вильмонт), либо совершенно идиотские Академии и попаданки. Для читательниц помладше имеются однотипные драмы про "не таких, как все" с синими волосами, а также плюшевые антиутопии с очередной Мэри Сью.

Но рамок давно нет, господа.

Сила "Дома с лестницей в небо" - в смешении стилей и жанров, отчего теряется "нишевость", зато читать книгу может каждый. Не выручает даже термин "магический реализм" - повторюсь, рамок нет.

Сильная сторона романа - атмосфера и детали. Дом видишь и чувствуешь, краски и запахи явственны; Камышину, например, посвящены полторы страницы - узнаю, так и есть. Персонажи выписаны выпукло, нестатично. Впечатляют и лексические контрасты - от романтизированного штиля до архаики и жаргона улиц. И детали, детали, прекрасные бытовые детали - брызгалка из-под лимонада "Буратино", "Анаком"... 

Ещё один нетравиальный приём книги - не просто дежурное повествование от лица героини, но наше погружение в её сознание. Ей нет и двадцати, и мы не можем понять, происходит ли что-то по-настоящему или это плод её наивно-поэтического воображения. Осторожно, не попадитесь на классическую литературную удочку: повествователь не равен автору.

На мой вкус, есть и спорные моменты. Бледна и картонна фигура загадочного героя-викинга, в котором угадывается персонаж не слишком приятный, интересничающий (можно было б списать на взгляд юной героини, однако в иных эпизодах она - верх глубины и проницательности; впрочем, кто их знает - романтических девушек?). Насколько органично (и в языковом, и в изобразительном плане) смотрятся советские, царские, местечковые детали и сюжеты, настолько инородными выглядят вкрапления неоязыческого новояза с Гипербореей, Макошью и прочим; удивительным образом недавняя история кажется русской, корневой, а "древняя" - прозоровским нью-эйджем из девяностых.

Но "Дом" - настоящий, и на него хочется взглянуть хоть одним глазком.

"Звезда по имени "Сокол" на литературную карту России нанесена.

Вышла отличная дебютная книга. Уверен, не последняя - и с удовольствием прочту следующую. 

Рекомендую - книга есть лишь в электронном виде, зато купить её можно совсем недорого. Не пожалеете.

#глянцева #домсдверьювнебо #роман #литрес #рецензия