Сейчас только ленивый не снимает видео. You Tube, Tik Tok, IGTV так и манят: ну нажми на красную кнопочку, запиши что-нибудь! И мы нажимаем, и записываем. А что с этим потом делать? Каждый телевизионщик знает: даже если ты снял миллион красивых кадров, написал интересный текст, а монтаж весьма посредственный - это провал. Но я не про телевидение сегодня хочу поговорить. Невозможно обойтись без качественного видеоконтента, если у вас свой бизнес, например. Надо показать товар лицом и при этом не ударить им (лицом) в грязь. Как это сделать? Двумя способами: можно конечно, каждый раз обращаться к профессионалам, в сотый раз объяснять им свои "хочу", "могу" и "надо". А можно для себя освоить профессию монтажера.
Даже знание самых азов спасет вас от позора, а наличие огромного количество программ для дилетантов поможет делать все быстро и качественно.
Итак, об основах расскажу в этой статье, а дальше буду к этой теме возвращаться, сообщая интересные фишки-плюшки.
Для начала немного разберемся в терминах и, пожалуй, самый главный из них "План". И этот термин даже внутри профессии имеет несколько значений,не говоря уже о широком применении. Во-первых, "планом" можно назвать любой видеофайл: "Возьми вот этот план!" - кричит режиссер, показывая монтажеру в компьютерной программе на определенный открывок. "Он слишком короткий, длится всего 3 секунды, а мне надо 5". То есть планы можно различать по длительности. Или "Это общий, а мне сейчас средний нужен, отвечает монтажер." Так мы подобрались ко второму значению. "Планом" называют крупность, с какой снят объект. Их всего шесть:
1. "Деталь" - самый крупный план. Макроплан, если хотите. Это могут быть глаза, руки, герб на монетке, логотип на футболке. Есть еще такой план, называется "Американка" - это еще и не крупный план - то есть не лицо целиком, но уже и не только глаза (не деталь). "Американка" - это крупно снятое лицо, без лба и без "Воздуха" снизу. "Воздух" - тоже сленг, нетрудно догадаться, что это свободное пространство.
2. Крупный план - лицо человека целиком, сверху и снизу остается немного "воздуха".
3. Средний план - первый вариант, когда фигура человека взята чуть выше пояса. Среди телевизионщиков он еще называется "молочный" или "план по грудь"
4. Второй средний план - фигура человека взята по колени, этот план на сленге называется "пасхальный", не спрашивайте почему, догадайтесь сами, по аналогии с "молочным".
5. Общий план - фигура человека целиком, сверху и снизу остается немного "воздуха"
6. Дальний план - фигура человека занимает лишь одну седьмую часть экрана.
"Монтажная фраза" - последовательность разных по крупности планов, отражающих задумку режиссера монтажа. Лучше всего в монтажную фразу ложатся разные по крупности планы. Например, крупный план монтируется с деталью, с "пасхальным" планом, с "молочным" планом хорошо сочетается "деталь" и общий план. Дальний план можно сочетать с общим планом и с пасхальным планом.
Но как они будут переходить один в другой? Момент перехода называется "Склейка". Они тоже бывают разных видов и выполняют режиссерскую функцию, даже когда монтажер не задумывается об этом.
1.Прямая склейка (ее еще называют жесткой склейкой). Делает монтаж незаметным для глаза. В том случае, если использовались правила монтажа, о которых я рассказала выше. А Если вы в жесткую склейку будете рубить одинаковые по крупности планы, то зрителю будет смотреть на такой видеоряд тяжело, и если это не входило в ваши планы (ну может, это ваш режиссерский ход), то лучше так не делать.
2. Наплыв или dissolve. Когда один кадр плавно растворяется в другом, в зависимости от времени "растворения" тоже может решать разные задачи. Очень любила использовать в рекламных съемках именно этот вид монтажной склейки, когда один красивый кадр плавно переходит в другой.
3. Затемнение или выгорание (склейка через черный или белый план). Используется, чтобы акцентировать внимание на склейке. Часто обозначает, что между планами прошло время.
4. Компьютерная графика, все эти шторки, перелистывания, взрывы и много чего еще. Раньше этими склейками любили грешить свадебные видеографы, вставляли их к месту и не к месту. Частое употребление таких "приемов" выдаст в вас дилетантов. Поиграйтесь ими сами, дома, но никому не показывайте. Если только в этом нет очень большой необходимости и глобальной режиссерской задумки.
Если у вас внутри кадра есть определенное действие, то оно должно завершиться. Например, панорамная съемка не может резко завершиться на середине, лучше завершить ее из пункта А в пункт Б. То же самое касается идущего в кадре человека, взмаха руки и др.
Параллельный монтаж. Когда сразу две сюжетных линии развиваются в сценарии, каждая несет свою смысловую нагрузку. Здесь нужно учитывать и монтаж внутри развивающейся сюжетной линии, и как одна сюжетная линия будет сменять другую, например, через затемнение, или через выгорание.
Перекрестный монтаж. Когда два несвязанных между собой плана, чередуясь обретают новый смысл. Хрестоматийный пример из учебника - стреляющий пулемет - глаза пулеметчика. Эти кадры чередуются друг с другом несколько раз создавая драматический эффект.
В следующий раз расскажу, о таком понятии, как "внутрикадровый монтаж". и в каких программах можно монтировать, как на компьютере, так и на смартфоне.
Пишите в комментариях, какие темы вам интереснее: по созданию видеоряда или по написанию текстов?