Найти в Дзене

Россия при Николае I

Привожу здесь фрагмент из моей статьи об этом выдающемся монархе, опубликованной на сайте "РУССКАЯ СТРАТЕГИЯ". Очень важно было для меня осветить вопрос технического и экономического развития страны в период правления Николая I. Академик Струмилин утверждает, что именно в царствование Николая I в России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века. В результате интенсивного внедрения машин (механических ткацких станков, паровых машин и т. д.) резко выросла производительность труда: с 1825 по 1863 годы годовая выработка продукции русской промышленности на одного рабочего выросла в 3 раза, в то время как в предыдущий период она не только не росла, но даже снижалась. С 1819 по 1859 годы объём выпуска хлопчатобумажной продукции России увеличился почти в 30 раз; объём машиностроительной продукции с 1830 по 1860 годы вырос в 33 раза. В стране начала формироваться технически передовая и конкурентоспособная промышленность, в частности,

Привожу здесь фрагмент из моей статьи об этом выдающемся монархе, опубликованной на сайте "РУССКАЯ СТРАТЕГИЯ". Очень важно было для меня осветить вопрос технического и экономического развития страны в период правления Николая I.

Знаменитая Трёхгорная мануфактура
Знаменитая Трёхгорная мануфактура

Академик Струмилин утверждает, что именно в царствование Николая I в России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века. В результате интенсивного внедрения машин (механических ткацких станков, паровых машин и т. д.) резко выросла производительность труда: с 1825 по 1863 годы годовая выработка продукции русской промышленности на одного рабочего выросла в 3 раза, в то время как в предыдущий период она не только не росла, но даже снижалась. С 1819 по 1859 годы объём выпуска хлопчатобумажной продукции России увеличился почти в 30 раз; объём машиностроительной продукции с 1830 по 1860 годы вырос в 33 раза. В стране начала формироваться технически передовая и конкурентоспособная промышленность, в частности, текстильная и сахарная, развивалось производство изделий из металла, одежды, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих изделий, начали производиться собственные станки, инструменты и даже паровозы. По мнению американского учёного Иммануила Валлерстайна, этому способствовала протекционистская политика, проводившаяся в течение всего царствования Николая I, вследствие которой дальнейшее развитие России пошло по пути индустриального развития. А.Н. Сахаров и А.Н.Боханов пишут:

«К середине XIX века в России существовало несколько тысяч промышленных предприятий, на которых работало около 520 тыс. человек. В основном это были мастерские, где трудились от 3 до 50 человек. Большая их часть занималась производством текстильных изделий и обработкой продуктов сельского хозяйства. Машиностроительных заводов было 25, и они обеспечивали не более 30% потребностей страны в машинном оборудовании. Заметный перелом наступил в годы Крымской войны. С 1850 по 1860 год число машиностроительных заводов увеличилось до 99, а количество рабочих достигло 12 тыс. Крымская война оборвала импортные поставки в страну. Государство, остро нуждаясь в вооружении, мобилизовало внутренние промышленные ресурсы, поскольку требовались и новые образцы оружия, и современные корабли. К военным поставкам привлекались все машиностроительные заводы и даже мелкие мастерские. В результате только на заводах Петербурга в течение одного года построили для нужд флота 103 паровые машины. За годы Крымской войны производство машин и оборудования увеличилось в Российской империи в 3 раза».
Граф Канкрин
Граф Канкрин

Собственно, произошло самое настоящее импортозамещение вследствие грамотной протекционистской политики, проведённой по рецептам замечательного немецкого экономиста Фридриха Листа, идеи которого тщательно оттеснялись последователями идей Адама Смита и либеральной экономики, сторонниками фритреда (сводной торговли). Сторонником протекционизма был выдающийся российский государственный деятель министр финансов Егор Францевич Канкрин. В 1839 – 1843 годах он провёл денежную реформу, установившую систему серебряного монометаллизма, а также осуществил обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро.

"Метеор"
"Метеор"

Известен русофобский миф о том, что «русский флот был отсталым, по сравнению с английским, тогда как англичане строили паровые суда, у русских по-прежнему весь флот был парусным». Однако факты – упрямая вещь. Первый боевой пароход русского российского военно-морского флота «Метеор» (колёсный) был построен в 1823 – 1825 годах в Николаевском адмиралтействе под руководством корабельного инженера Ильи Степановича Разумова и в 1826 году вошёл в состав Черноморского флота. Первый русский пароход «Елизавета» был построен в 1815 году и совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Первый русский военный транспортный колёсный пароход «Скорый» был построен в 1817 году на Ижорских Адмиралтейских заводах и использовался для работы в портах на Балтийском море. К середине XIX века строительство паровых военных кораблей, главным образом вспомогательных, производилось на четырёх верфях Санкт-Петербурга, а также на верфях Николаева, Архангельска, Астрахани, Ижевска и Нижнего Новгорода.

"Богатырь"
"Богатырь"

К началу Крымской войны в составе Российского флота имелось 16 пароходо-фрегатов. Первый пароходо-фрегат («Медея») появился в Англии в 1832 году. Первым построенным в России пароходо-фрегатом стал «Богатырь» (спущен на воду со стапеля Санкт-Петербургского Адмиралтейства в 1836 году, т.е. через 4 года после английского). В начале Крымской войны, 5 ноября 1853 года, имел место первый в истории бой паровых судов – бой пароходо-фрегата «Владимир» с турецким (египетским) паровым фрегатом «Перваз-и Бахри». В этом бою русский корабль одержал победу. Русский флот был тогда третьим в мире, не уступая в техническом отношении второму, французскому. Историк Олег Айрапетов отмечает, что с 1840-х годов началась эпоха экспериментов и технической гонки вооружений, когда не всё было ясно сразу. Участвовать со старта в ней Россия не могла – она ждала лучшие результаты, которые потом брала на вооружение. Историк отмечает, что Николай I фактически создал заново два главных российских флота – Балтийский и Черноморский, также по-настоящему создал базу в Севастополе и поднял на иной уровень кораблестроение. Британцы весьма серьёзно оценивали потенциальные опасности со стороны русского флота. Стоит отметить, что во время войны в Петербурге построено полсотни небольших винтовых пароходов (по сути – канонерки), которые принимали участие в отражении удара вражеской англо-французской эскадры на Балтике.

Также прошу обратить внимание на другую мою статью о Николае I. опубликованную на канале.