Найти тему
Дом Под Горой

"Неуловимые мстители" похоронили великого композитора

Много у нас было прекрасных композиторов, но не каждого можно назвать "народным". А Борис Андреевич Мокроусов был именно таким - потому что такие песни, как"Одинокая гармонь","Хвастать милая, не стану", "На крылечке твоём", "Вологда" и многие другие настолько проникли в наше сознание, что стали действительно народными...
Некоторые песни он написал для кинофильмов, из которых самые известные - "Весна на Заречной улице" и "Неуловимые мстители".
"Неуловимые" стали последней работой Мокроусова в кино. О том, как создавалась музыка к этому фильму, и пойдёт речь в этой статье.

Борис Мокроусов
Борис Мокроусов

Ещё до того, как был готов сценарий, у режиссёра Эдмонда Кеосаяна уже была блестящая идея для пролога и финала - с изображением солнечного диска, на фоне которого в прологе приближаются силуэты четырёх всадников, а в финале они же удаляются обратно к солнцу.
Когда Кеосаян начал переговоры с Мокроусовым по поводу музыки, то рассказал идею с солнцем, и что под этот замысел нужна песня - визитная карточка фильма.

Главный кадр.
Главный кадр.

Режиссёр вспоминал:
"Начались наши переговоры с Мокроусовым где-то в 9 часов вечера, после ужина. И не солгу: к трём часам утра песня родилась. Родилась настолько, что мы в два голоса пели: он - хрипатым, обрывчатым, потому что уже какие-то слова выдумывал, а я - слёзно воодушевлённым, потому что не верилось.
Ушли мы с женой пешком. Была весна. Рано, уже светало. Мы пошли по набережной. Я всё её напеваю и насвистываю. Может, эта мелодия уже существовала? Потому что такое впечатление, что как-будто всю жизнь её знал. Вот это и есть феномен Мокроусова - писать песни, с первого же знакомства становящиеся твоими, словно они существовали давно. Когда мы говорим о маленьких и больших чудесах, для меня одно из чудес - то, как родилась песня "неуловимых" - эта главная песня картины".

Новой мелодией и замыслом с солнечным диском быстро проникся поэт Роберт Рождественский, написавший текст, окончательно "сцементировавший" идею.

Версии текста, кстати, различаются. В фильме - два куплета, один - в прологе ("Бьют свинцовые ливни"), другой - в финале ("И над степью зловещей"). Но это сокращённая версия, на самом деле куплетов было три. Во всевозможных сборниках обычно публикуется полный вариант (помню, мы именно полную версию пели в третьем классе на уроках пения под баян нашего учителя Владимира Ивановича).
Думаю, сократили песню до двух куплетов только из-за того, что в фильме было только два фрагмента, где она должна звучать.
Тот куплет, что в финале - это третий. А тот, что в начале - это компиляция из первого и второго. Полную, оригинальную версию можно увидеть в исполнении Иосифа Кобзона на концерте памяти Мокроусова.

Сокращённой в фильм вошла и песня "Сатана". Она вообще родилась случайно - в разговоре Кеосаян обмолвился, что неплохо бы для лёгости добавить момент, в котором солдат поёт на привале. Просто сказал, не давая конкретной задачи, и не оговаривая никаких сроков. Через неделю Мокроусов сыграл Кеосаяну мелодию, которая режиссёру сразу понравилась, и Рождественский быстро придумал стихи. Так родился "Сатана".
Один из четырёх куплетов в фильм не вошёл. Возможно, кому-то не понравились слова о том, что в каждой замужней женщине сидит Сатана. А может быть, просто сократили для динамизма.
Полная версия позже была записана, и сейчас на Ютубе есть ролик, смонтированный на неё из кадров фильма.

В титрах значится, что автор всех песен - Рождественский. Но это не так. Куплеты Бубы Касторского, например, сочинил известный конферансье Эмиль Радов, а вот автор текста романса белокурой Жази... сам Эдмонд Кеосаян!

Когда началась работа над "Новыми приключениями неуловимых", Мокроусова не стало. Музыку (тоже, кстати, великолепную) написал Ян Френкель. Но заглавную песню оставили старую... Этого хотел и сам Френкель, говоривший, что лучше этой не напишет (и был таки прав, для третьего фильма заглавная песня всё же была написана новая, и получилась она значительно хуже старой).

Так получилось, что в последний путь Бориса Андреевича проводили именно "Неуловимые". Гроб с великим композитором некому было поднять. И сделали это Эдмонд Кеосаян и пацаны из "Неуловимых"...

Автор: Kisavinov - собственная работа, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66248552
Автор: Kisavinov - собственная работа, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66248552

Сегодня - день рождения Бориса Андреевича Мокроусова. Светлая память!

Источник: retrofonoteka.ru/mokrousov