Советская лирическая комедия "Покровские ворота" режиссера Михаила Козакова вышла на экраны в 1982 году и сразу же завоевала народную любовь. События фильма ведутся от имени Константина Ромина, с легкой ноткой грусти вспоминающего времена своих студенческих лет и беззаботной жизни в общежитии столицы. Костик, как называют его практически все, рассказывает о судьбе соседей со всеми их достоинствами и недостатками, любовными переживаниями и творческими кризисами, принимая непосредственное участие во всех событиях их жизни.
Но кто он такой, этот "разговорчивый малый" с шилом в пятой точке? "Неееет, он сомнителен... Я бы ему не доверял!" - говорит о нем самый скептический персонаж, служитель мосэстрады, Аркадий Велюров, а спустя время добавляет: "Ах, как вы добры и умны...". А ведь Костик - то самое "дивное существо", как он с нежностью однажды называет свою тетку, ироничный, активный, живой, безумно обаятельный (сколько дам позвонило ему, посчитаем?:)) и, главное, он НАСТОЯЩИЙ. В нем нет ни капли злобы и фальши, он никого не осуждает, ни о ком не отзывается плохо. Его непоколебимой лучезарности изредка удивляются, но (заметим!) именно к юному Костику бегут за советом: "Костик, как по-Вашему, мне смешно рассчитывать на взаимность?" - "Вам? Черт возьми, кому же еще?! Вы весь из достоинств! Жизнь прекрасна, Лев Евгенич!"; "Так будьте творцом своей биографии, хозяином собственной судьбы!"; "Вот ты, Савва, ты выражаешь собой процесс исторического значения!" - "Какой еще?" - "Какой... Глобальный исход москвичей из общих ульев в личные гнезда!".
Чем же Костик к себе настолько располагает (в особенности прекрасную половину человечества)? Он умен и образован, с легкостью на память читает стихи, учится на историческом, отменно играет в шахматы, ведет кружок художественной атлетики, остроумно и сарказменно подтрунивает над несправедливостью, при этом крайне тонко и вежливо. Однако, нашлись и те, кому излишне эмоциональная натура Кости с нескончаемым потоком жизненной энергии все же приходится не по душе. Соседка Маргарита Павловна Хоботова с характером боевого командира быстренько осаждает Костика и называет его несерьезным и слишком молодым, но тот лишь парирует: "И все-таки, поверьте историку, осчастливить против желания нельзя".
Второй же упрек молодой человек встречает от собственной девушки, притом, что влюбляется в нее с первой безмолвной встречи и несется к ней на свидания, сбивая с ног людей на лестнице. "Мама, конечно, права: ты - мальчишка!" - подводит итог Рита (параллель характера с Маргаритой Павловной), хоть и не без улыбки.
Интересно, какая судьба сложилась у юного историка? Остался ли он с Марго, прогнулся ли под ее характер, или, может быть, заразил ее своей энергетикой? А, возможно, "оборвав все старые нити" и не найдя взаимности в холоде возлюбленной, попросту остался один. Этого мы не знаем. Но проживаем вместе с ним "игру страстей в непосредственной близости от Покровских ворот".
Вместе с тем, образ Костика, начиная с 50-х и по сегодняшний день, мог бы стать неким символом молодости со всей присущей ей активностью, живостью, легким отношением к жизни, простым взглядом на вещи и безграничным зарядом энергии!
Похоже, что Олег Меньшиков и сам когда-то имел много общего со своим героем:)