Слово китч (кitsch)пришло к нам из немецкого языка, где оно означает «безвкусица» или «дешевка».
Впрочем, с этим неоднозначным стилем интерьера и массовой культуры все не так просто. Эклектика, или смешение стилей, часто становились модными, особенно в промежуточные эпохи, когда один влиятельный стиль терял популярность, а другой находился на стадии формирования. Главная отличительная черта современного стиля китч – это провокация, ирония, насмешка над сложившимися принципами хорошего вкуса и классическими образцами. Китч ни к чему не относится серьезно, даже к самому себе.
Насмешка над классическими формами и любовь к массовой культуре – отличительные черты стиля китч
Китч в интерьере всегда подразумевает смешение высокого и низкого, массового и элитарного, это состояние, когда новинки и старинные вещи, дорогостоящие предметы обстановки и мусор с соседней барахолки спокойно соседствуют друг с другом. В таких интерьерах обычно много мелких деталей и сувениров и ярких красок.
Китч предполагает стремление выделиться, ярко заявить о себе, балансируя на тонкой грани стиля и безвкусицы. Это, возможно, единственный стиль интерьера, который не гнушается подделками и дешевыми материалами: фотообои вместо настоящего мрамора, грубая полиуретановая лепнина вместо настоящего рельефа и ковки, дешевая люстра, покрытая золотой краской, вместо изысканного бронзового светильника.
Основные черты интерьера в стиле китч:
- смешение стилей и сочетание несочетаемого;
- сентиментальность, патетика, стремление заявить о собственном достатке или оригинальности;
- яркая и очень пестрая цветовая гамма, пастельным оттенкам тут не место;
- внимание к массовой культуре: в декоре будут весьма уместны модные постеры, граффити и т.п.;
- имитация дорогостоящих материалов в отделке допустима и даже приветствуется;
- обилие ярких и пестрых аксессуаров, тканей, предметов.
Китч часто выбирают для себя дизайнеры, модельеры, актеры и другие представители богемы. Впрочем, умение сочетать различные стили, дешевые и дорогие вещи, причем делать все это с явной иронией и юмором, – непростая задача, которую сложно решить без профессиональной помощи.
Сейчас китч стал не просто синонимом безвкусицы, а своеобразным дизайнерским приемом, подразумевающий продуманную провокацию и стремление вызвать удивление, даже шок, у гостей. Немногие будут чувствовать себя комфортно в таком интерьере, зато скучным или невыразительным его точно не назовешь.