Вопрос о сущности и появлении религии в научной среде появился в 18 веке и до сих пор преследует умы ученых. Какие существуют версии?
Эмиль Дюркгейм (1858-1917, социолог и философ)
В работе "Элементарные формы религиозной жизни" Дюркгейм выдвинул одну из самых сильных и успешных в науке теорий о религии. Дюркгейм полагал, что самой первой религией мог быть тотемизм (культ родовых животных), потому что именно тотемизм способен был выполнять функцию единения в первых социальных человеческих группах.
Религия - это особое социальное основание (институт), который появился естественным образом путем обожествления обществом самого же себя. Группа делает священным какой-либо элемент, который объединяет всех членов группы, чтобы этот элемент давлел над каждый индивидом. Поэтому по Дюркгейму религия будет существовать всегда.
Люсьен Леви-Брюль (1857-1939, антрополог и философ)
Философ из Франции считал, что изначально у людей не было логического мышления, господствовало "дологическое" сопричастное мышление. Сопричастность говорит о том, что человек, наблюдая за миром, всегда считал себя полностью сопричастным этому миру: веточка сломалась на дереве, значит человек сделал что-то не так, камень упал на ногу, значит раннее человек сделал что-то плохое.
В последствии человек формирует законодательные правила, которые касаются всех членов группы. Эти правила опираются на чувства страха, уважения, поклонения, что в свою очередь порождает религиозное отношение к этим правилам.
Роберт Маретт (1866-1943, религиовед и антрополог)
Английский ученый ввел термин "аниматизм", с помощью которого пытался объяснить происхождение религии. Аниматизм - это вера в одушевленную природу. Это не вера в духов, но вера в силу, в ману. Это безличная сила, которую первобытный человек чувствовал в мире. Это не бог, но некий закон. Уже на основании этой силы люди создавали систему табу и запретов, что в свою очередь породило первые формы религии.
Бронислав Малиновский (1884-1942, антрополог и социолог)
Религия по Малиновскому - это комплекс феноменов, которые появляются в кризисных ситуациях общества: смерти, неудачи, катаклизмы. Религия формирует представление у людей, что выходом из этих ситуаций может быть обращение в сверхчувственным силам. Таким образом появляются религиозные ритуалы - четкий алгоритм действий, направленный на преодоление социальных и человеческих невзгод.
Карл Густав Юнг (1875-1961, аналитический психолог и психиатр)
Религия присуща человеку также, как и язык, общение, способность к абстрактному мышлению. Человек всегда ищет за пределами своих чувств и разума что-то беспредельное, потому что таково коллективное бессознательное, которое преобладает над индивидуальным сознанием.
Религия - это слой между индивидуальным сознанием человека и коллективным бессознательным в человеке. Древние символы и мифология - это проявление коллективного бессознательного. Когда человек встречается с этим бессознательным в чистом виде, на него нисходит первородный страх, который способен нарушить психику человека. Религия служит защитой психики человека от этого бессознательного.
Первая часть тут: Как появилась религия (часть 1)