Попробую доступным языком рассказать о сложном задании.
Это задание появилось давно, немного видоизменялось, меняло свой порядковый номер, но сути не меняло: проверить знания выпускника/абитуриента по теме "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления". Задание представляет из себя два столбика, в первом из которых перечислены грамматические ошибки, которые нужно найти в предложениях из второго столбика. Предложений больше, чем позиций в первом столбике, поэтому понятно, что часть предложений составлена безупречно, без ошибок. На 5 позиций(ошибок) дано 9 предложений.
Ответ нужно записать в виде соответствия «буква-цифра».
Чтобы справиться с заданием 8, нужно повторить следующие темы:
-нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
-нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
-неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
-нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
-неправильное построение предложения с косвенной речью:
-ошибка в построении предложения с однородными членами;
- ошибка в построении сложного предложения;
- нарушение видовременной соотнесённости глаголов;
- неправильное употребление падёжной формы существительного с предлогом.
1)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Смотрим на примере. Нельзя писать: Лев Толстой написал книгу «ВойнУ и мир». Надо: либо «Войну и мир», либо книгу «Война и мир». Запомните: несогласованное приложение стоит в именительном падеже, если при нём есть определяемое слово. А вот если определяемого слова нет, тогда бывшее приложение начинает жить собственной жизнью и изменяться. Либо в рассказе «Ионыч», либо в «Ионыче».
2) нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Не забываем, что причастие согласуется с определяемым словом в роде, числе, падеже: «Героя(какого?),ищущеГО смысл жизни...»- правильно. "Героя, ищущему..." - нельзя. К этой же ошибке можно отнести и такой пример: «Оказавшим огромное влияние романом на всю его жизнь стал роман «Что делать?». Здесь нарушение выражается в том, что зависимые слова оторваны от причастия, да и сам причастный оборот лучше разместить после определяемого слова. В данном примере определяемое слово проникло в причастный оборот.Правильно писать так: «Романом, оказавшим огромное влияние на всю его жизнь, стал роман «Что делать?».
3)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Главное правило: «Субъект действий, называемых деепричастием и той глагольной формой, которую оно определяет, совпадает» Русская грамматика, том 1, стр. 672.
Я не знаю ни одного лектора-филолога, который не привёл бы своим студентам вот эту фразу из рассказа "Жалобная книга" А.П. Чехова: "Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа". Получается, что подъезжала шляпа. Вспоминаем правило про субъект, который должен совпадать. А у нас в рассказа подъезжает рассказчик, а слетела шляпа. Либо "Подъезжая к станции, я потерял шляпу", либо "Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа", то есть заменяем деепричастный оборот придаточным предложением. Но, слава Богу, этого от нас не требуют. Только найти ошибку, но никак не исправлять!
4)нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Мы знаем, что если подлежащее стоит в форме единственного числа, то и сказуемое должно стоять в такой же форме. Но как только дело доходит до сложного предложения, мы начинаем путаться. Вот пример: «Все, кто приехали вчера, собрались в актовом зале». «Все собрались» - мн. число - всё нормально. А "кто приехали"? Местоимение «кто» обозначает лицо в единственном числе. Значит, правильно будет «приехал». Правильный вариант:" Все, кто приехал вчера, собрались в актовом зале." Совет такой: нахОдите в предложениях главные члены и проверяете их. Чтобы совпадали в числе и роде.
5)неправильное построение предложения с косвенной речью. Помним, что если в прямой речи использовано местоимение в первом лице, то в косвенной речи меняем его на 3 лицо. «Петя говорил, что я завтра пойду в кино». Правильно: "Петя говорил, что он завтра пойдёт в кино".
6)ошибка в построении предложения с однородными членами. Рассмотрим пример с однородными сказуемыми: « Сестры любили и увлекались музыкой". Любили что? Увлекались чем? Правильно: "Сестры любили музыку и увлекались ею".
"Мы побывали как в музыкальных, а также в драматических театрах". Союз как..., так и... "Мы побывали как в музыкальных, так и в драматических театрах".
"Мы не только посетили музей, но и театр". Союз «не только, но и» должен соединять однородные члены предложения. А в этом примере "не только" стоит перед сказуемым, а "но и " - перед дополнением. Правильно: "Мы посетили не только музей, но и театр".
7) ошибка в построении сложного предложения, Пример: "Книга оказалось очень интересной, которую мне посоветовали взять в библиотеке". Правильно: "Книга, которую мне посоветовали взять в библиотеке, оказалась очень интересной".
8)нарушение видовременной соотнесённости глаголов. В одном предложении должны употреблять глаголы одного вида или времени. "Наташа написала письмо и выходит во двор". Написала - сов.вида, выходит - несовершенного вида.Правильно: "Наташа написала письмо и вышла во двор".
9) неправильное употребление падёжной формы существительного с предлогом. Во-первых, нужно запомнить, что предлоги "согласно", "благодаря", "вопреки" требуют дательного падежа. Согласно(чему?) расписанию. Вариант согласно расписаниЯ - неверный.
Часто говорящие и пишущие допускают ошибку в употреблении нек5оторых существительных с предлогом ПО.
Запоминаем: по окончаниИ, по прибытИИ, по возвращенИИ, по истеченИИ. И особое внимание - ПО ПРИЕЗДЕ!
На следующем фото вы видите задание номер 8. Выполняем, пишем ответы в комментариях. Каждой букве соответствует цифра.
А-? Б-? В-? Г-? Д-?
Ответы опубликуем в первый день весны - 1 марта!