Джаред Харрис делает карьеру, перевоплощаясь в удивительных трагических персонажей – и его знает весь мир.
Сам Шекспир не смог бы написать более трагическую арку персонажей. Восхитительно противоречивую. Грешно одержимую. Эффектно рваную. И чудесным образом свободную от искупления. Персонажа настолько сильного как в своих страданиях, так и в своём крахе.
Лейн Прайс, жёсткий британский аналитик в «Безумцах»; король Георг VI, крайне несговорчивый монарх в «Короне»; Фрэнсис Крозье, ирландский капитан дальнего плавания в «Терроре»; Валерий Легасов, замкнутый советский учёный в «Чернобыле», Авессалом Брейкспир, лидер Партии Содружества в «Карнивал Роу» – каждый из этих необыкновенных персонажей вёл жизнь весьма бардианских масштабов, и все эти жизни подошли к необыкновенным концам. И всех этих героев сыграл Джаред Харрис.
Харрис, 58-летний сын покойного актёра Ричарда Харриса, стал тем самым парнем Золотой Эры Телевидения, играющим персонажей, буквально раздавленных судьбой, от которой они никуда не могут деться. Иногда такая судьба – дело их собственных рук (Прайс, Брейкспир); чаще всего – нет (король Георг VI, Крозье, Легасов). Но как бы там ни было, это всегда непростая судьба в комплекте с суровой расплатой. Фактически все персонажи Харриса противопоставлены самой суровой расплате – смерти.
Можно подумать, что «быть убитым в каждом сериале» стало бы препятствием для актёрской карьеры, ведь мёртвые люди, как правило, не появляются в следующих сезонах. И, опять же, чем быстрее вас вычеркнут из одного сериала, тем быстрее вы сможете перейти в другой. И с тех пор, как Прайс был найден повешенным в собственном офисном кабинете, карьера Харриса взлетела с ощутимой скоростью. Фактически он был готов сыграть гениального Гэри Селдона в сериале Apple TV+ «Основание», ещё до того, как могла бы пролиться кровь Брейкспира.
Эта динамика не показывает ни малейших признаков ослабления, несмотря на некоторые очень резонансные предупреждающие знаки в начале его карьеры.
Помню, как однажды встретился с Дэнни де Вито по поводу фильма, который он режиссировал. Он сказал: «Я видел твоё портфолио, и мне очень приятно встретиться с тобой, малыш. Я понятия не имел, как ты будешь выглядеть или насколько ты высокий. Ты такой разный на всём, что есть в твоём портфолио, я даже не понял, какой у тебя на самом деле голос!». Я засмеялся, потому что не понял, что именно он имел в виду, а он продолжил: «Слушай, в Голливуде успешный актёр – это узнаваемый актёр. Ты каждый раз пытаешься начать с нуля. Ты надеешься, что в конце концов это придёт к тебе. Что ж, удачи».
Харрис не получил ту роль. «Де Вито не был неправ, – вспоминает Харрис. – Но я подумал: «Какого чёрта, я всё-таки рискну – моё ко мне придёт». И это позволило Харрису задать собственную уникальную карьерную траекторию.
Я приехал в Лос-Анджелес и попытался сделать так, чтобы меня заметили. Через неделю я прослушивался на роль серийного убийцы, созданного на компьютере серийного убийцы и призрака серийного убийцы. Решил, что с меня хватит, и вернулся в Нью-Йорк. Я знал, если мои накладные расходы будут достаточно низкими – я снимал апартаменты за 800 баксов в месяц – я бы мог сниматься в независимом кино и играть в офф-бродвейских театрах. Вот именно этим я и хотел заниматься.
Его работами стали: Шекспир в The Public, множество небольших ролей в больших фильмах («Далеко-Далеко», «Последний Из Могикан», «Прирожденные Убийцы»); более крупные роли в небольших проектах («Мертвец», «С Унынием В Лице»); инди-роль в «Я Стреляла В Энди Уорхола».
Чудесное время было тогда в Нью-Йорке. И хотя в том месте, где я жил, иногда воняло мёртвыми животными после того, как бургерную на первом этаже посещал дезинсектор, в целом это было неплохое место. Там жил Тодд Барри. Там жила Сара Сильверман. На одном этаже находился транссексуальный бордель, на другом – наркопритон.
Харрис даже некоторое время работал с Рози Перес в PS 122 и попал в мастерскую «Царь Эдип и Саломея» с Аль Пачино в Actor's Studio.
Но Лос-Анджелес манил. Сначала он получил небольшую второстепенную роль доктора Дэвида Роберта Джонса в сериале «Грань» Джей Джей Абрамса, затем – роль капитана Майка в «Загадочной Истории Бенджамина Баттона». С тех пор всё развивалось очень быстро.
Я начинал карьеру, вдохновлённый Золотым Веком фильмов 70-х. Но такой тип режиссёрских «личных» фильмов не пробился бы сквозь киношум. Я нуждался в карьерном толчке.
И он его получил. Капитан Майк привёл Харриса непосредственно к роли Лейна Прайса.
Первоначальный намёк на изменение в лучшую сторону появился тогда, когда Banana Republic осуществила поставку линии одежды, вдохновлённой «Безумцами», во все свои магазины. Таким образом, «Безумцы» были на трёх милях складских помещений по всей территории Соединенных Штатов. Вскоре известность привела Джареда Харриса к мощным ролям в фильмах «Шерлок Холмс: Игра Теней» Гая Ричи и «Линкольн» Стивена Спилберга.
Этим всё конечно же не кончилось. Король Георг VI взглянул ещё дальше и ещё шире, чем Лейн Прайс.
Не только Vogue и Vanity Fair хотели делать съёмки с участием каста «Короны», но и Netflix использовал сериал в качестве флагмана, чтобы представить свой стриминговый сервис практически в каждой стране на этой планете. Когда вы повысили осведомлённость общественности на таком уровне, с вашим шоу происходит что-то ещё.
Что-то ещё действительно имело место быть. Критики были почти единодушны в своих чрезмерных похвалах сериалу, а публика приняла сериал с глубокой привязанностью, которая приравняла их любовь к самой британской королевской семье. Другими словами, «Корона» подвигла всех говорить о нём. Массово.
Хоть это и заняло двадцать лет, но Джаред Харрис, наконец, доказал, что актёр может преуспеть, не будучи «типом», не говоря уже о «стереотипе», несмотря на совет мистера де Вито. Во всяком случае он показал, что отклонение от привычных норм может стать плюсом для актёрской карьеры.
Люди должны знать о тебе как можно меньше, чтобы они поверили, что ты – другой.
Естественно, чем больше главных ролей исполнит Харрис, тем труднее ему будет оставаться в тени, особенно если он получит признание за свою работу. Его уже номинировали на «Золотой глобус», и у него на счету Премия Гильдии киноактёров США за Лучший актёрский состав драматического сериала («Безумцы»). И «Эмми», и кинопремия «Выбор критиков» – лишь вопрос времени. Впрочем, почему вся эта трагедия не должна иметь счастливый конец?
По материалам ресурса Swagger Magazine.