Многие в своей жизни сталкивались с такой ситуацией когда после приобретения того или иного товара он оказывался с браком или ненадлежащего качества. В таком случае при предъявлении чека его просто обменивают в магазине либо возвращают деньги за покупку. Но что делать если чек потерялся, пришел в негодность или его вообще не выдали в магазине? Ведь каждый продавец, при возврате товара требует показать чек, чтобы удостовериться, что покупка была совершена в его магазине. При отсутствии чека продавцы обычно встают в позу и отказываются выполнять требования покупателя.
Чтобы разобраться в данной ситуации нужно обратиться к закону и посмотреть, что прописано на законодательном уровне. Пункт 5, статьи 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей" гласит следующее: «отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований». Чек – это не единственное доказательство приобретения товара в конкретном магазине. Покупатель может разными способами доказать свою правоту, например, при покупке по банковской карте приложить выписку или СМС оповещение о покупке либо предоставить письменные показания свидетелей. Но это не распространяется на товары, которые не подлежат обмену и возврату. К таким относятся:
· лекарственные препараты;
· предметы личной гигиены;
· парфюмерно-косметические товары;
· текстильные товары;
· швейные и трикотажные изделия;
· товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
· мебель бытовая;
· автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
· технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки;
· гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
· животные и растения;
· непериодические издания.
Во всех остальных случаях, при обнаружении брака в течение гарантийного срока или срока годности, покупатель имеет полное право потребовать обмена товара либо возврата денег. Но это не значит, что деньги сразу отдадут покупателю. Товар будет направлен на экспертизу и в случае установления, что неисправности или повреждения наступили не по вине покупателя, требования будут выполнены.