Перед Новым Годом, меня попросили провести тренинг для новой клиники-партнера. В клинике несчастными казались все, начиная от владельца и директора, и заканчивая медсестрами и администраторами. Как такое происходит, почему сотрудники могут быть несчастны, и главное - как стать счастливым в работе, а если вы руководитель, то как сделать своих подопечных счастливыми работниками?
Давайте разбираться.
Во время практики в Калифорнийском университете Беркли, мне повезло познакомиться с Дахером Келтнером (Dacher Keltner), ученым-психологом, который запустил в рамках психологического факультета Greater Good Science Center, что можно перевести как "Центр Изучения Великого Блага".
Благодаря удачному стечению обстоятельств, я посетил их однодневный семинар Счастье на Рабочем Месте (Happiness at Work) и узнал много важной информации, которую с тех пор применяю на практике и хочу поделиться с вами.
Коллектив Центра провел тысячи часов наблюдая трудящегося человека, от сотрудника крупных предприятиях до писателя-фрилансера. На основе собранной информации, которую по меркам психологии можно считать достоверной, они разработали систему, описывающую "Счастье на рабочем месте". В целом, этот подход можно применить и к счастью в личных отношениях, так что уверен, будет полезно всем.
Систему назвали PERK (привилегия по-английски),
и состоит она из 4 составляющих:
Счастье на рабочем месте
1. Purpose - Цель
В университете Беркли, цели дают следующее определение:
"У вас есть ощущение цели, если вы делаете или создаете что-то полезное для других людей, компании или общества в целом, при этом вы чувствуете значимость своего вклада и не наносите вреда кому-либо".
Большинство руководителей скажут в ответ, что единственная настоящая цель их работников - ничего не делать и получать зарплату, и лишь премия может сделать их счастливыми, но исследования показывают, что это не так.
Если человек знает, зачем он работает, и понимает, что дело не только в деньгах, но и во внутреннем ощущении полезности для компании-работодателя и общества деятельности, то он будет счастлив на работе хотя бы на 25%.
Вывод для руководителя - придумайте миссию компании и донесите до своих работников, что все работают ради высокой цели.
2. Engagement - Вовлечение
Чтобы разобраться с этим пунктом, задайте себе следующие вопросы:
- В целом, вы радуетесь своей работе?
- Участвуете ли вы в обсуждении того, что и как вы должны делаеть?
- Как часто вы удивляетесь, как теряете ход времени во время работы?
- Чувствуете ли вы, что можете работать эффективнее и быстрее выполнять свои дела?
Если вы не ответили на все вопросы ДА, то с вовлечением проблемы.
Подойдите к руководителю и обсудите, что можно сделать. Изменить график? Попросить новые задачи, благодаря которым вы сможете приносить больше пользы компании и при этом развиваться? Подумайте.
Вывод для руководителя - цените и инициативу разработайте систему нематериальной мотивации сотрудников, оплачивайте курсы, устраивайте внутренние конкурсы и соревнования. Это даст результат довольно быстро.
3. Resilience - Готовность к переменам (Эластичность)
Под этим пунктом, ученые подразумевают способность переносить неудачи, провалы и расстройства, приспосабливаться к ним и продуктивно обучаться. Данная способность критична для счастья на работе в целом. Эластичность не значит всегда пытаться предотвратить проблемы, заглушать стресс или избегать конфликтов, но уметь управлять сложностями в работе, эффективно и с достоинством.
В это понятие входит и осознание баланса работа/личная жизнь. Счастливый работник умеет отключаться от работы и отдыхать во внерабочее время, переключая мысли на другие активности.
Понятно, что в России перемены не прекращаются уже 30 лет, но если вдруг вы узнали себя в третьем пункте, то знайте, что ученые рекомендуют обратить внимание не на водку и таблетки, а на медитацию и дыхательные упражнение.
Для руководителя - если ключевой сотрудник в постоянном стрессе, рвет на себе волосы и влияет на бизнес-процессы, стоит непременно поговорить с ним, выяснить, как сделать его работу менее нервной, и принять решения в его пользу, быть может, даже подарить пару дней отдыха.
4. Kindness - Доброта
Работники становятся счастливее, если они стремятся к доброте, то есть мыслям, чувствам и действиям, направленным во благо коллег и подчиненных, и как следствие укрепляющие социальные связи. Доброта в работе также включает в себя обращение с окружающими с уважением и достоинством, чувства эмпатии и сострадания, благодарность и стремление к конструктивному разрешению конфликтов.
Время злых хозяев и директоров подходит к концу, а современное поколение не будет терпеть неадекватного начальника и уйдет при первой возможности. Скажите, вам в целом нравится регулярно общаться со злыми эгоцентристами, которые думают только о своей выгоде?
Как вы могли заметить, счастье на работе не что-то из разряда фантастики, а вполне достижимое состояние.
Так что, обретите цель, стремитесь больше участвовать в жизни организации-работодателя, будьте готовы к переменам и, конечно, будьте добрее!