Найти в Дзене
ПрозаКекс

Анализ рассказа "Собачье счастье" Куприна. СГ ч.1

Оглавление
Охота. Томас Блинкс. Источник: Яндекс-картинки
Охота. Томас Блинкс. Источник: Яндекс-картинки

Когда человек читает прозаическое произведение, увлечься им помогает схожесть с персонажем. Но случается так, что в свои 27 лет я сопереживаю двенадцатилетнему юноше. Или же выходит, что отождествляю себя с женщиной, которая помогает мужу не опозориться. А как быть, когда главный герой произведения собака? Что меня как читателя с ними связывает?

Конечно, на поверхностном уровне некоторые внешние атрибуты персонажа, которые относятся и к читателю, соединяют их. Это может быть: пол, вес, возраст, национальность, статус и принадлежность к социальной группе. Но внешнее сходство способно лишь установить контакт, который может и оборваться.

Такие памятники литературы, как «Отцы и дети», «Тарас Бульба» или «Властелин колец» сообщают, что внешний образ протагониста может сильно отличаться от читателя.

И начнем рассуждать про схожесть персонажей с читателем с разбора произведений Александра Ивановича Куприна. Мы возьмем три рассказа: «Собачье счастье», «Куст сирени» и «В недрах земли». Чтобы не растягивать выпуск поговорим сейчас только о рассказе «Собачье счастье». Об остальных побеседуем в других роликах.

Хотим порадовать: в этом выпуске мы касаемся в основном экспозиции, а не основного сюжета. Поэтому даже если вы не читали рассказ «Собачье счастье», ролик не раскроет Вам суть истории.

Сюжет рассказа «Собачье счастье»

В рассказе «Собачье счастье» протоганистом является пес Джек породы пойнтер. Чтобы его представить автор использует несколько конфликтных ситуаций.

В начале рассказа герой теряется на улице. Джек, находясь у колбасной лавки, не видит своей кухарки, из-за чего бежит обратно. Значит, запахи мяса не мешают преданности Джека.

Но на перекрестке хозяйки нет. Чтобы ее найти, пес переходит на нюх. Ему удается уловить ее по запахам кухонного стола и серого мыла. Но проходит женщина, которая гасит все китайскими духами, и пойнтер теряет след.

В этих конфликтных ситуациях нам представляют Джека чисто как животное без разума. Но его преданность хозяйке и попытки найти ее делают образ Джека как собаки привлекательным. Если быть хозяином пса, то такого.

Далее Куприн аккуратно переходит к личностным качествам героя.

Оказывается, потеряться Джеку не страшно. Нам сообщают, что он хорошо знает город и умеет им наслаждаться, из-за чего не торопится домой. То есть, не смотря на обстоятельства, персонаж остается хозяином положения.

После автор решается совсем очеловечить пса, когда сталкивает его с враждебно настроенным догом. Автор пишет мысли Джека:

"Если он мне скажет что-нибудь оскорбительное для моей чести или для чести всех порядочных пойнтеров вообще, я вцеплюсь ему в бок, около левой задней ноги, - подумал Джек. - Дог, конечно, сильнее меня, но он неповоротлив и глуп. Ишь, стоит болван боком и не подозревает, что открыл весь левый фланг для нападения".

И вот перед нами персонаж, который готов за себя постоять, даже в случае с ущемлением самоуважения. При этом Джек осознает опасность со стороны соперника, но и просчитывает пути к победе. Думаю, многие хотят вести себя в подобных ситуациях как Джек — не бояться поставить на место неприятеля.

Просто хорошая собака?

С одной стороны Александр Иванович знакомит нас с главным героем просто как с хорошей собакой через преданность к хозяину. С другой — начинает касаться внутренних качеств: Джек не паникует, когда теряет след кухарки. Но в третьем событии, во встречи с догом, Куприн вводит новые правила мира истории — собаки в его произведении рассуждают как люди. Это автор вводит через мысли героя, которые сообщают, что пес имеет чувство собственного достоинства. И таким образом мы соединяемся с персонажем не через внешнее, а через внутреннее.

Однако Куприн делает привлекательным сначала внешний образ персонажа. У него герой пес, и Александр Иванович в первую очередь показывает этого пса как хорошего пса. И уже затем возводит мосты, которые соединяют читателя и пойнтера на внутреннем уровне.

Вывод

Внутренний уровень общности персонажа с читателем — это личностные качества, ценности и мотивы.

Но о том, как персонажа с этой стороны лучше представить, подробнее поговорим в следующем выпуске. В нем мы будем разбирать рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна, но сюжет раскроем кже полностью. Так что готовьтесь.