Найти тему
Нотка ностальгии

Мейсенский букет - плагиат в советском фарфоре?

Оглавление

Недавно под одной из статей был комментарий про Мейсенский букет

В этой статье я попытаюсь ответить.

Из истории очень кратко

Фарфор был изобретен в Китае в 4-6 веках и рецепт его изготовления держался в секрете. Китай долго был монополистом в фарфоровом производстве и экспортировался в Европу, Ближний Восток, Персию. А в 9-12 веках фарфор появился в Монголии, Въетнаме, Корее.

В Европе попытки раскрыть секрет фарфора предпринимались в Италии, Франции, Германии долгое время.

И лишь в 1708 году в Саксонии Чирнгауз (родом из Польши) и Бёттгер (немец) добились своего. В апреле было принято решение о создании мануфактуры. Но первые образцы были неглазурованные. Европейский фарфор это был новый керамический материал.

Химия как наука еще только развивалась и никакого спектрального анализа не было. Поэтому выяснить точный состав сырья и глазури не получалось. Эксперименты по обжигу смеси разных почв, глин, определение, какие из них легче сплавляются, какие труднее - все это еще смесь алхимии и химии. Состав фарфора это различное соотношение каолина Al2O3*2SiO2*2H2O, кварца SiO2, полевого шпата К[AlSi3O8] — Na[AlSi3O8] — Са[Al2Si2O8] и пластичной глины.

Первыми изделиями были белые сосуды с налепленными листьями или расписанные черный и золотой красками. Они повторяли китайские изделия по форме и росписи, бамбук, драконы...

Мейсенская роспись и свой почерк появилась с приходом Герольда и его команды художников.

В 1730 году появился "луковичный узор" (который на самом деле был рисунком граната).

В 40-х годах 18 века часто стали использовать цветочные мотивы - букеты роз, гвоздик, тюльпанов. Эти фарфоровые немецкие цветы стали называть "мейсенскими цветами" или "букетами".

Посмотрите на рисунок "Тюльпан" Иоганна Фридриха Эберляйна (годы 1695-1749) на сервизе Мейсонской мануфактуры от 1736, который украшает кофейный сервиз. Этот художник работал вместе со скульптором Иоганом Иоахиом Кендлером на мануфактуре MEISSEN.

Изображение с сайте art-salon.eu Рисунок "Тюльпан" Иоганна Фридриха Эберляйна
Изображение с сайте art-salon.eu Рисунок "Тюльпан" Иоганна Фридриха Эберляйна

Мейсенский букет - это изображение цветов в их естественной красоте.

Цветы были стимулом и вдохновением для развития «цветочной живописи», которая отличалась от «китайской», основанная на восточно-азиатских мотивах. Сервизы, усыпанные цветами являются одним из самых популярных узоров в истории завода и придают королевскую роскошь, очарование и свежесть.

В России также пытались разгадать секрет фарфора.

Для этого в 1736 году в Германию были отправлены студенты Михаил Ломоносов и Дмитрий Виноградов.

В 44-м году Виноградов вернулся в Россию после своего обучения из Саксонии, а через некоторое императрица Елизавета основала Невскую Порцелиновую мануфактуру, (сейчас это всем известный Императорский фарфоровый завод). Вернувшийся Виноградов из гжельской глины смог наладить свое производство фарфора.

Фарфор Гарднера в Вербилках.

При создании своего производства Гарднер пригласил мастеров из Мейсена. Таким был Иоганн Миллер, который кстати до этого поработал и на Императорском фарфоровом заводе под руководством Дмитрия Виноградова, .

Мейсенский букер на кофейной чашке фабрики Гарднера. с сайта авито
Мейсенский букер на кофейной чашке фабрики Гарднера. с сайта авито

Живописцы Кузнецовской фабрики Дулево

копировали уже Гарднеровские букеты, создавая собственный стиль. К тому же фабрика была ориентирована на очень широкий круг людей. Художниц обучали нехитрым приемам живописи, часто нанося один и тот же рисунок. Ведь на фабрике у Кузнецова работали не художники с образованием, а люди из народа, у которых хорошо получалась народный и традиционный рисунок. У них более широкий свободный мазок, а не тонкая роспись. И поколение за поколением мастерицы и потом их дети и дети детей работают на фабрике, сохраняя традиции.

Мое мнение, что

популярность рисунка "мейсенского букета" фарфоре других стран объясняется просто: ученик повторяет учителя, так же и Мейсенское производство началось с повторения в своих изделиях китайских рисунков, так и потом, их букеты стали повторять другие производители. К тому же, высокий спрос на этот рисунок, желание иметь его у себя, заставляет повторять эту красоту. Так называемый плагиат в фарфоре.

Ниже покажу еще примеры "мейсонского букета" у разных фарфоровых производителей, сравните с оригиналом, что выше.

Фабрика Kahla

Сервиз чайный KAHLA Мейсенский букет ГДР изображение с сайта мешок.нет
Сервиз чайный KAHLA Мейсенский букет ГДР изображение с сайта мешок.нет

Производители чешского фарфора

мануфактура Thun, Карловары, 60 - 70-х г., Чехословакия изображение с сайта starina.ru
мануфактура Thun, Карловары, 60 - 70-х г., Чехословакия изображение с сайта starina.ru

Я благодарна Вам за дочитывание статьи, надеюсь интересно. Кому понравилась статья, комментируйте, нажмите палец вверх и подписывайтесь. Напишите, продолжать про #фарфор? И может у вас есть какой то сервиз, про который вы хотели бы узнать что-то.

Что за статуэтка в фильме "Москва слезам не верит"? Советский фарфор в фильмах.

Сколько стоят советские сервизы?

Почему Кузнецовский фарфор называют "Дулёвским"? (клеймо "птичка")